Взрослые игры

Поделись с подружками :
Мы мечтаем видеть своих детей счастливыми и успешными, открытыми к познанию мира и его современным реалиям. Все это (и, разумеется, намного больше) обещают детские тренинги. Насколько оправданы ожидания и опасения взрослых? Разбираемся вместе с детьми, родителями и психологами.

Старые знакомые и новый лад

Темы тренингов, которые предлагают сегодня детям, звучат, как волшебные рецепты: коммуникабельность, высокая самооценка, целеустремленность, умение ладить с коллективом, работать в команде и разрешать конфликты... Правда, тренинги личностного роста для детей — табу, и современные коучи стараются соблюдать золотую середину формы и содержания. Не отпугнуть, предоставить дельную информацию доступным языком, стимулировать к формированию “лучшего я” и отработать полезные навыки. Как все происходит в действительности и как избежать подводных камней в столь щекотливом деле? Да очень просто — играючи. Среди детишек моих знакомых, прошедших тренинги, в итоге не оказалось ни одного “зомби”. Тем более что с похожими методиками они сталкиваются постоянно: школы раннего развития, кружки, летние лагеря и даже анкетирование школьных психологов. Когда я привожу примеры из нашей повседневной практики, родители изумляются: действительно, мы уже с этим знакомы! “Заполните анкету, пройдите тест онлайн, а теперь нарисуйте, сделайте комплименты своему соседу, кого выберем старостой”, — ничего нового! Впрочем, в отличие от школьных опросников настоящий тренинг активизирует одно, строго определенное направление — лидерские качества, общительность, творческое воображение или, к примеру, память.
Детям нравятся термины “Барометр настроения” или “Детективное агентство”, привлекает и фактор секретности (не путать с утаиванием важной информации от родителей). В принципе в тренингах не существует “возрастных тем”. Скажем, навыки лидерства одинаково полезны и первокласснику, и выпускнику. Просто подход к теме будет разным. Малышей больше увлекут играми, а подростков  — моделированием ситуаций и актуальностью тем.

Семья и тренинг

Правда, мой знакомый считает, что на тренинги своих детей записывают те родители, которые желают откупиться от их проблем. Коммуникабельность? Мало общаются дома. Конфликтология? Жизнь нервная, дети перегружены, срывы неизбежны. Достаточно обеспечить отдых и позитивную атмосферу в доме. Мало друзей? Отобрать гаджеты, чтобы больше времени проводили на улице и готовили уроки вместе с друзьями. Ребенок боится принимать решения, вести за собой, командовать? Ну конечно, ведь дома все решают за него... И вообще, детям просто не хватает родительской любви и ласки, доверия в семье, вот они и ищут отдушину “на стороне”... Звучит сурово, но не совсем справедливо. “Мне просто было очень интересно!” — говорит 11-летняя София, барышня современная, но слегка стеснительная. Мама решила поддержать ребенка не только добрым словом, а делом, и отправила ее на тренинг по коммуникации. Конечно, дома они часто болтают по душам, но... мама и папа — это одно, а сверстники — совсем другое. Для начала она побеседовала с руководителем программы, не постеснялась навести справки, в том числе и об ее профессиональном образовании, опыте работы, прочитала сценарий занятий, поговорила с мамой мальчика, который проходил курс, а потом задала вопросы самому мальчишке. Все очень открыто, никаких тайн, а главное, она не увидела в глазах ведущей состояния “не от мира сего”. Просто моя знакомая, как любая нормальная мама, боялась, чтобы их с дочкой не втянули в какое-нибудь НЛП (нейро-­лингвистическое программирование. — Прим. авт.) Все оказалось с точностью до наоборот. С Софией занимались в развлекательной форме, и каждое свое задание и действие она в мельчайших подробностях описывала маме. “После тренинга моя София стала гораздо смелее и раскованнее. Так что я ни капли не пожалела”, — улыбается мама.

05_Dety.jpg

Анализируйте это

У детей поколения Z, даже самых маленьких, чувств и эмоций не меньше, чем у взрослых. И ничуть не меньше желания в них разобраться. Пролистайте книги Клауса Фопеля, упражнения и задания из которых массово используют на тренингах по всему миру, и даже для себя, взрослого серьезного человека, откроете совершенно неожиданные, но безумно полезные вещи.
Зачастую детские тренинги — просто кладезь идей по воспитанию и подсказок для родителей. Например, чтобы малышам 7–10 лет развить коммуникативные навыки, хороши упражнения на невербальное общение — в этом возрасте они пока не могут ясно облечь мысли и чувства в слова, но показать их телом и мимикой вполне! А вот подросткам стоит предложить задание сложнее. Представьте, у вас есть одна минута на ТВ, и ваши слова услышит весь мир. Тема — любая: что бы вы желали сообщить, обсудить, сказать? Старшеклассникам больше всего нравятся коллективные обсуждения по волнующим вопросам (Вы будете воспитывать своих детей строже, чем воспитывают вас?), разговоры о дружбе и любви. Диалоги ведутся “в обе стороны”, например, участникам предлагают составить суждение и о взрослом. Какое ему соответствует погодное явление? А если представить его в виде растения? Скажу честно, некоторые из предложенных “упражнений” мы проиграли на моем дне рождения. Безобидно, но показательно.
Самое интересное на тренингах то, каким образом все происходит. Дело не ограничивается известным упражнением “на доверие”, когда стоящим за спиной нужно поймать намеренно падающего участника. В активе у ведущего занятия карточки, шляпы, микрофон, таблицы, анкеты... В процессе устанавливаются и правила (в какой форме будет происходить выступление, очередность и т. п.), а сами задания могут быть игровыми, медитативными, письменными или устными. Причем с руководителем все это заранее обсуждается, комментируется, проговаривается.
Занятия могут длиться несколько часов или же несколько дней, проходить в родном городе, за границей и даже по скайпу. Понятно, что везде есть свои особенности, но в век Интернета все можно обсудить на форумах и найти тех, кто поделится впечатлениями. Любопытны и видео: наберите в поиске YouTube “дети, тренинг” и просмотрите съемки реальных занятий, чтобы понять общее содержание, форму проведения и обстановку. Только, чур, не вздрагивать от звонких стихотворений вроде “Да! Дерзость солнца бьет из наших глаз! Мы избраны, в нас закипают соки!”

Топ-5 тренингов для детей

Наши дети поколения Z осваивают то, о чем мы сами узнали лишь недавно

Общение. Сказать “нет” и не потерять друзей, научиться слышать и слушать других людей, правильно излагать свои мысли. Даже самые маленькие, семилетние слушатели курса учатся технике “Я-сообщение”.

Управление эмоциями. Управлять собой, своими эмоциями, правильно разговаривать с родителями, просить их о помощи, выражать свои чувства.

Стоп-конфликт. Грамотно вести себя в конфликтных ситуациях и различать, когда ими манипулируют. Этот курс “молодого бойца” пригодится любому школьнику.

Воображариум. Развить скрытые интеллектуальные резервы, память, воображение.

Безопасность. Правильно вести себя с незнакомцами, на улице, на дороге, что делать, если ты потерялся. Этот тренинг рекомендуется совсем маленьким детям, от шести лет. Уж очень они стали самостоятельными.

Важно распознать деструктивные тренинги. Например, на лайфспринге ребенка программируют на то, что он постоянно должен чего-то достигать, и он становится зависимым от этих результатов. Мол, только успешный достоин любви и уважения. Основная примета подобных тренингов в том, что они делятся на ступени, участников призывают привлекать как можно больше своих знакомых.
Ольга ПОТЕХИНА
Поделись с подружками :