Маленький лидер

Поделись с подружками :
Сейчас это модный тренд: чтобы быть успешным, нужно становиться первым! Как в милом малыше распознать задатки будущего лидера, и всем ли стоит выруливать на лидерские позиции?

Когда я училась в школе, в нашем классе были активисты и заводилы, однако основная часть оставалась снисходительно-равнодушна к таким ролям. Сейчас картина кардинально изменилась, и, кажется, сами школьные стены шепчут: нельзя быть “планктоном”. Даже первоклассники знают, что “Лидер — это герой, сильный и смелый”, “Чтобы быть лидером, надо знать и уметь что-то особенное”, “Его все слушаются, даже если он что-то не очень хорошее предлагает”. Дети постарше уже мыслят почти по-научному: они говорят о лидере, как о яркой, цельной, харизматичной, креативной личности, человеке выдающихся способностей, который обладает даром убеждения, отличными организаторскими навыками, а также умеет брать на себя ответственность за действия своей команды. А вот на вопрос “Все ли могут быть лидерами?” мнения родителей разделились. “Любые качества можно развить”, — считали одни. “Зачем же ломать характер в угоду тренду?” — возмущались другие.

Dety_163433061.jpg

Контрольная примерка

Есть огромное количество “видов” и “подвидов” лидеров. Формальные и неформальные, лидеры-вдохновители, лидеры-исполнители, интеллектуалы... Каждая систематика словно предлагает примерить лидерство на вашего ребенка. Мою дочку в школе периодически характеризуют словосочетанием “не проявляет активности на уроке”, но, может, она лидер-умелец? Ее блокноты полны изумительных набросков и композиций, и идей ей не занимать... Что ж, во всех классификациях важно видеть главное. Лидер соответствует ожиданиям и надеждам окружения. Короля делает свита! Ребенок, ярко проявляющий задатки лидера, будто обладает большим запасом энергии, и других детей это притягивает. Уже по пятилетним малышам видно, кто из них стремится к ведущим ролям. Правда, в отличие от взрослых, они желают не следовать какой-то идее, цели, а всего лишь познавать мир.


Игры

“Кто тут лидер?”

Не проходите мимо игровых сценариев по выявлению лидера в группе. Почему бы не провести детский день рождения с такими играми и заданиями? Заодно присмотритесь к ребятне.

Приготовьте 33 картонные карточки с буквами русского алфавита и раздайте их участникам игры — не страшно, если у кого-то окажется на букву больше. По команде ведущего дети должны собрать алфавит по порядку. А вам останется лишь наблюдать, кто начнет руководить процессом.

У длинной веревки свяжите концы, образовав круг, в центр которого попросите встать детей. Пусть возьмутся руками за веревку. Задание такое: быстро преобразовывать круг в другие геометрические фигуры — треугольник квадрат, звезду, шестиугольник и т. д. Здесь то же самое: лидер всегда возьмет на себя управление процессом.

Дети по очереди играют роль проводников необычного маршрута. В движении команда повторяет все действия ведущего, который направляет их к определенной цели самым затейливым путем. Приседаем, движемся ползком, встаем, перепрыгиваем через стул... Конфеты — всем! Присмотритесь, за кем идут охотнее всего.


Тиран vs лидер

Как распознать будущего лидера? Это энергичный и деятельный непоседа, заводила в играх, который получает главные роли на утренниках, охотно декламирует стихи гостям, возглавляет даже пресловутую кучу-малу в песочнице и выступает арбитром в спорах ребят. Правда, часто под маской лидера скрывается домашний деспот, который просто любит всех строить. В знакомом семействе поведению Славика умиляются: он с гневом отвергает одни блюда и требует другие, а если задумал игру или конкурс — участвовать всем! Гости бросают оливье и строятся паровозиком, а родители гордятся: “Да он уже с трех лет может тренинги по лидерству устраивать”. Мальчик посещает школу раннего развития. Но и там запросто перебивает педагога или выходит из класса со словами: “Скучно, надоело!” 

Нетерпимость к чужому мнению, резкие фразы — это еще не качества лидера. А чтобы помочь им сформироваться, родителям следует обратить внимание вот на что.

Ответственность и объективная самооценка. Поручайте ребенку определенные задачи, которые ему по силам, выделите постоянную зону ответственности в домашних делах (выгуливать собаку, протирать полочку в ванной). И конечно, поощряйте его успехи. Помните формулу: “В день на три порицания — трижды три похвалы”. Дети отлично чувствуют, когда действительно ее заслужили.

Инициатива и мотивация для достижения успехов. Все это выглядит абстрактно до тех пор, пока родители не поставят акцент на тех занятиях, которые нравятся ребенку и которые его увлекают. Интерес — основа основ.

Ошибки бывают, они допустимы и преодолимы. Вспоминайте свои просчеты, беседуйте о том, как побеждать трудности. Сценарии разрабатывайте вместе: ребенку важно участвовать в диалоге и строить планы. “Как бы ты поступил на моем месте?”, “Может, стоит подумать о другом варианте?” 

Самоуважение — одно из базовых условий лидерства. А если нужно покритиковать, делайте это дипломатично: “Когда ты перестанешь перебивать, общаться с тобой будет еще интереснее!” Прислушивайтесь к мнению ребенка, беседуйте на равных, обсуждайте различные вопросы, вплоть до теорий мироустройства. А уж если вы склонны запретить что-либо, действуйте, однако аргументируйте и предлагайте альтернативу.

Коммуникативность. Умение ладить с окружающими, преодолевать конфликты и сотрудничать — все это постигается опытным путем. Приглашайте детей в гости, устраивайте совместные походы — чем больше совместного творчества, тем лучше. А из кружков выбирайте те, где ребенок может проявить себя в активной роли. Театр? Отлично! Грамотный педагог всех выведет на авансцену, определяя сильные стороны каждого. 

Площадка для самоутверждения. Лидировать ребенок может там, где ценятся именно его сильные стороны. В творческой компании в фаворе умение придумать и воплотить сюжет и проект, а в стайке гламурных девчат — навыки нейл-арта и осведомленность в делах наведения красоты. 

Приоритеты и нужды меняются с возрастом. У малышей круче всех тот, кто придумывает игры и уверенно распределяет роли, а у подростков — тот, кто более самостоятелен, рулит в отношениях “мальчики — девочки”.


Хорошая книга

Сборник сказок “Как воспитать ребенка лидером” Игоря Вачкова и Дмитрия Суслина. В этих поучительных и увлекательных историях в процессе чтения нужно вписывать имя ребенка — для этого специально оставлены пробелы в тексте.


Что-то не так с тихоней?

Зачастую родители переживают о не состыковках темперамента ребенка с желанными лидерскими качествами. Особенно волнуются за мальчиков-тихонь. Ну как же, будущий мужчина, флагман и опора, как он всего в жизни будет добиваться? Да легко. Приведу два примера. Бывший фронтмен легендарной рок-группы Genesis Питер Гэбриэл — экстраверт, воплощение харизмы, ярчайший лидер. На сцене от него “сиянье исходило”. А экс-гитарист той же группы Стив Хэкетт был не особо на виду, типичный интроверт. Но он настолько хорош в своем деле, что вокруг него сплотилась душевная тусовка профессионалов. И сегодня по успеху и масштабам деятельности коллеги равны.

Мой знакомый психолог говорит, что для ребенка важно определить свою позицию. А родителям нужно не форсировать события, устраивая жизнь в ритме штурма, а помогать детям находить интерес в жизни. Не опекайте чадо чрезмерно, но и не бросайте в зону дискомфорта. А главное — не проецируйте собственные тревоги, добиваясь воплощения вашей мечты. Оставляйте маленькому человеку право на собственный путь к успеху, на некое самолидерство в той области, где он успешен. Такой подход не менее актуален. И тогда этот мир прогнется под него, так или иначе! 


Тесты на лидерство

http://detyvradost.ru/test-est-li-u-rebenka-zadatki-lidera/ — тест на задатки лидера у ребенка, можно проходить детям от шести лет.

http://tvoytest.ru/testy-dlya-detey/test-lider-v-klasse/ — определите, является ли ваше чадо лидером в классе.

http://www.sunhome.ru/tests/test_leader — ответив всего на 15 вопросов, ребенок не просто узнает, есть ли у него в характере лидерство, но и то, как это качество проявляется в его поведении.

http://onlinetestpad.com/ru/tests/psychology/children — тесты онлайн, которые можно проходить вдвоем с ребенком или тестировать только его.


Ольга ПОТЕХИНА

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Ирину САНАК.

Поделись с подружками :