Поколение Z

Поделись с подружками :
“Они совсем другие”, — говорят сегодня родители о детях. Как воспитывать наших “пришельцев”, рожденных в компьютерную эру и растущих с планшетами в руках?

Дети поколения Z:

  • виртуозно владеют гаджетами, которые являются важной частью мира;

  • воспринимают визуальную информацию лучше текстовой;

  • считают мультизадачность в порядке вещей: действия происходят будто на нескольких экранах;

  • интересную деятельность воспринимают только как повод зарабатывать деньги;

  • не желают запоминать, зубрить информацию из-за доступных технических и интернет-помощников;

  • переплетают личную и виртуальную формы общения: они и тут, и в Сети одновременно;

  • не ощущают масштабов и расстояний: в Интернете все рядом и быстро достижимо.

Дело в букве

Дети цифровой эпохи... Почему они иначе реагируют на события, по-другому себя ведут, и наши аргументы для них часто “не работают”. Главную причину мы знаем: мир изменился. Всемирная паутина, доступный Интернет, скайп, Вайбер, социальные сети... Уже совершенно другой уровень! На вопрос “найди 20 отличий” между нами в детстве и нынешними подрастающими юзерами гаджетов, любой родитель ответит без запинки. Актуальный термин — “поколение Зет”. 

Теорию поколений придумали в 1991 году американцы Уильям Штраус и Нил Хоув. Мол, каждые 20–25 лет на свет появляются люди, обладающие определенными характеристиками. “Иксы”, “Игреки” и “Зеты” — не совсем отцы и дети. Первые родились в 1965–1982 годах, вторые — до 2000-го, третьи — после. Правда “Зеты” в нашей стране еще не тотально жонглируют технологиями и живут в сплаве реальности с виртуальностью. Просто для них эти технологии родные, а мы — иммигранты, освоившие их. Образ наших Z-деток не настолько роботизирован: далеко не все следуют указаниям навигатора, чтобы попасть из точки А в точку Б, приклеиваются к планшетам намертво, а покупки в Интернете с малых лет — еще не тотальное правило, да и селфи — не повсеместная зависимость. Просто наши дети активно используют технику и живут в плотном потоке информации.

501793949.jpg

Проектное мышление

Сообщения, мемы, комменты, посты в соцсетях — информация сегодня подается малыми порциями. Дети не любят глобальных задач, и заставлять их доделать трудоемкую работу шаг за шагом — нервный и бесполезный труд. Они теряют энтузиазм уже после первых попыток. Вот почему в одной из государственных школ Израиля вовсю тестируют “проектное обучение”. Предметы изучаются не отдельно, а в сочетании, в процессе работы над конкретными проектами. Об обучении в этой школе рассказывает в “Фейсбуке” известная художница Светлана Дорошева. “Никаких сочинений, контрольных, характеристик героя! Задание: разложить песню Джона Леннона Imagine в таблице по частям речи, сделать фотокомикс и создать журнал о себе на английском языке. Настоящий, с названием, статьями, рубриками и картинками. Для знакомства детей между собой в классе... Английский учат при помощи выбранной учеником книги, но “атакуют” ее со всех сторон. Сто пятьдесят заданий на выбор — от сравнения себя с героем до песни из экранизации произведения”. 

“Ставьте простые задачи и не настаивайте на долгосрочном планировании, — советуют психологи. — Дети все равно склонны решать как проблемы, так и задачи оптом”. Используйте напоминалки, осваивайте азы тайм-менеджмента и проектируйте по кирпичику ближайшее будущее вместе с ребенком. 

Смешивая порции

У детской психики нынче порционное восприятие. Эдакий принцип ленты новостей в соцсетях, который распространяется на все сферы жизни. Недаром сериал с новым Шерлоком Холмсом так популярен у школьников! Пестрый микс всплывающих подсказок и гиперссылок — привычный способ мышления молодежи. Самое парадоксальное то, что дети виртуозно переключают каналы, перемещая крупицы информации в закрома своей памяти по не вполне понятному нам принципу. Как им удается смотреть в планшет или смартфон и слушать, что взрослые говорят? Или же изучать учебник и набирать сообщение? Что ж, рассеянное внимание затрудняет процесс обучения. В нашем традиционном понимании. Дети идут вперед без оглядки и если посчитали дело выполненным — к нему уже не возвращаются. Настаивать на переделке, необходимости вернуться к теме — гиблое дело. Психологи советуют не заставлять и преподносить похожие задачи в разных видах. В конце концов, в природе одна и та же тема встречается в поразительном многообразии! 

На все сто

Для детей Z материальное не так уж важно — в приоритете занятия по интересам, компания, обстановка. Готовность пробовать и искать — еще одна черта нынешнего поколения. Кроме того, современным детям сплошь и рядом напоминают о примерах других детей, уже ведущих свой бизнес, зарабатывающих деньги. Впрочем, поколение Z больше думает не о деньгах, а о том, чем им нравится заниматься. Поэтому родителям лучше не мешать детским увлечениям, которым они охотно отдают свое время и силы. Пусть вас не особо волнует сфера деятельности: никогда не знаешь, какие возможности предоставит будущее. Вместо окучивания выбранных вами занятий и кружков, пробуйте другие варианты. Почему бы не пойти на поводу у ребенка? Я, например, забрала дочку из музыкальной школы моей мечты. Ее по-настоящему увлекает рисование.

Предки

Нынешние дети уже с юных лет относятся к нам снисходительно. Отчасти мы сами это провоцируем речами, мол, компьютеров не было, ходили в библиотеку, и никакого “Гугла”. Я удивилась обилию комментариев от юных пользователей на эту тему! Общий смысл: “Нашли чем гордиться — глупым трудом из-за технической отсталости”. Стремление говорить на равных, не признавая авторитетов, — еще одна тенденция. Конечно, и стиль общения героев современных сериалов далек от чопорности. Да и мы сами стали гораздо раскованнее, и обращение по имени-отчеству редко услышишь. Тем не менее свой вес в обществе детям необходимо демонстрировать. “Возьмите ребенка на работу, расскажите, чем вы там занимаетесь, познакомьте с коллегами. И, конечно же, выходите всей семьей “в свет” при полном параде, — говорит психолог. — Пусть дети чаще видят проявление уважения к вам со стороны других людей. А вам самим не помешает поддерживать техническую осведомленность: осваивайте программы, полезные приложения — мозг взрослого не должен лениться, а ребенок — снова и снова показывать вам, как найти фильм на удаленном сервере и запустить его на ТВ”.

Виртуальные мигранты

“Знаешь, как они встречаются?! Сидят в одной комнате со своими планшетами и пишут сообщения, — возмущается подруга. — Мы с дочкой можем болтать на любые темы, а с друзьями они большей частью “ВКонтакте” все обсуждают. Беседуют, вместо живого смеха — смайлики. Мобильным как телефоном для разговоров между собой они почти не пользуются”. Наблюдая за нашими технически подкованными детьми, мы боимся, что те уже стали рабами машин, выбрав их посредниками в общении. Спроси “Гугл”, переведи транслятором, изучи карту мира — любая панорама под рукой в 3D. Сленг, сокращения, картинки-эмодзи, наклейки — это гораздо интереснее живой речи! Мы пытаемся ограничивать время, проводимое детьми с гаджетами, и худшая кара за провинность — отлучение от виртуала. Но психологи считают иначе. Если вы, поужинав, уединяетесь со своим планшетом, глупо ожидать иного поведения от молодежи. Обсуждайте предстоящие события, покупки и визиты с ребенком. Заглядывайте на сайт городских событий, смотрите новости, а поход на мероприятие пусть сопутствует требованиям виртуальной жизни. Свежие фото — в Инстаграм. Главное, чтобы детям было что фотографировать кроме еды! А лишая времени в виртуале, предлагайте интересное дело в реале.

Френд-лента

Размышляя о детях поколения Z, психологи говорят о том, что мир стал открытым. Мы в состоянии получить любую информацию. Отсутствие культурных барьеров стимулирует и иной стиль общения — легкий и легкомысленный. Правда, есть и обратная сторона медали: дети с такой же легкостью готовы расставаться и с привлекательной идеей, и с реальными людьми. Ведь виртуальные френды появляются и исчезают, а принцип легкости бытия проникает и в реальность. Детям нового поколения почти не приходится строить дружеские отношения, а когда они осознают эту потребность, это оказывается сложно. Есть такая шутка: “С возрастом трудно заводить новых друзей — слишком большое предисловие”. Так и с детьми в нынешнем контексте. Но можно налаживать связи с нашим аналоговым мышлением. Мир уже к этому пришел: только что объявили о сенсационном воссоединении группы ABBA в рамках виртуального проекта. Новое поколение узнает наши хиты в современной подаче от самих авторов. Прекрасно! 

Ольга ПОТЕХИНА. Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Ирину Санак.

Поделись с подружками :