Главная партия Алены Гребенюк

Поделись с подружками :
Интервью с Аленой Гребенюк было назначено на вторую половину дня, когда съемочная группа уже изрядно устала. Но знаменитая оперная певица оказалась “бодрящим героем” — с ее появлением в студии как будто засияло солнце. У нее совершенно фантастический смех, улыбка и голос. Как жаль, что мы не можем приложить к тексту аудиозапись...

5 фактов от “Натали”

Алена Гребенюк поет на 14 языках, в том числе на японском.

В ней смешаны украинская и армянская кровь. Ее дедушка из Винницы, а бабушка из Карабаха.

У певицы есть восьмилетняя дочь Лиза.

Любимый напиток — шампанское Brut, коктейль “Мохито”, оперные исполнители — Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье, Кири Те Канава, Джесси Норман.

Увлекается психологией и эзотерикой.


_DSC5334.jpg

Алена, все знают вас, как яркую женщину, оперную певицу и невероятно позитивного человека. А когда вы впервые поняли, что любите петь и у вас это хорошо получается?

В классе третьем, наверное, когда мы еще жили в Баку. Моими коронными номерами были цыганская песня и “Три белых коня”. Хотя любовь к музыке — это семейное. Мой дедушка был технарем, но при этом великолепно играл на аккордеоне и мандолине, которая до сих пор хранится в нашем доме. А еще он записывал на бобинный магнитофон музыку из кино, покупал мне пластинки. Я слушала эти песни и пела... 

Когда ваши близкие поняли, что вас пора серьезно учить музыке?

Когда мы уже переехали в Киев. Я как раз училась в 11-м классе, мы репетировали песни для выпускного вечера и попросили помощи у педагога. Вот тогда я и узнала, что у меня красивый тембр и мне нужно поступать в консерваторию. На самом деле я мечтала о театральном институте. Но меня не приняли из-за “дефектов речи и полноты”. Ладно, решила я, не хотите, чтобы я стала великой актрисой, пойду на юридический. Но чтобы туда поступить, требовалось много денег. “Окей, — сказала я, — тогда отправлюсь поднимать сельское хозяйство страны. Буду коневодом!” Но музыка изменила мои планы... Правильно говорят, что судьба — это великое изобретение Господа. Когда педагог в консерватории услышала, что я мечтаю стать животноводом, она сказала: “Коровам тоже нужна музыка, у них надои повышаются”. А Константин Огневой (известный певец и педагог. — Прим. ред.) тогда заявил: “Либо ты худеешь, либо поешь, как Кабалье”. Я ответила, что буду петь, как Алена Гребенюк, но похудеть постараюсь. Так я попала в класс к профессору Клавдии Павловне Радченко. Это была маленькая, собранная, очень эмоциональная женщина на двенадцатисантиметровых шпильках. У меня не получалось спеть выше соль второй октавы, а она говорила: “Какое красивое меццо-сопрано!”

И вы стали лирическим сопрано, как вам и пророчили. Какие самые яркие моменты карьеры сейчас хотелось бы вспомнить?

Мне назначили прослушивание в Киевском муниципальном оперном театре для детей и юношества, где я сейчас и служу. А у меня началась коревая краснуха, я всю ночь не спала, поднялась температура. Я пела арию Амелии из “Бал-маскарада” — небольшую, но очень красивую, демонстрирующую диапазон голоса. Это было в августе, а в сентябре я прошла второй акт прослушивания и меня приняли на работу. С условием, что похудею. И когда я пришла в театр, началась череда интересных событий. Мне взяли напрокат в Оперном театре костюм Ярославны из оперы “Князь Игорь”. Оказалось, он принадлежал Светлане Добронравовой, примадонне и великой женщине. И когда я его надела, мне сказали: “О, ты в костюме народной артистки, тебе предстоит великая дорога в будущее”.

_DSC5438.jpg

И согласно примете, ваша карьера стала действительно продвигаться семимильными шагами?

Вы знаете, когда я пришла в стажерскую группу Национальной оперы, исполнители с голосами такого качества, как мой, уже были. А потом мой хороший друг Витольд Филиппов предложил проект со знаковым названием “Силы судьбы”, в котором я должна была стать украинской Сарой Брайтман. Вокал оставался оперным, а аккомпанемент звучал абсолютно современно. Хотя во времена Верди “Травиата” тоже считалась поп-музыкой. (Смеется.) Потом появился клип Le Forze del Destino, благодаря которому я стала знаменитой. Потом — спектакль Раду Поклитару. Он тоже назывался “Силы судьбы”. Кстати, клип Le Forze del Destino, который сняли для “Евровидео”, завоевал Гран-при в Албании. Этот конкурс стал единственным в Европе, второго такого больше не было. 

Вы участвовали в телепроектах “Фабрика звезд”, “Шоумаsтгоуон”. Что лично вам это принесло — возможность поделиться опытом, поучаствовать в отборе юных дарований, популярность?

Продвигать оперное искусство в доступной форме. А кроме того, возможность поработать в крупных проектах в прямом эфире — это чудесный опыт, и “Фабрика звезд” была прекрасной возможностью его получить. Со мной работали тет-а-тет участники, а я делилась с ними своим жизненным и вокальным опытом. Единственное, что мне до сих пор не нравится в проекте, — это когда поют под фонограмму. Вторым проектом, на который я согласилась, стал “Шоумаsтгоуон”. Невероятно веселый и интересный. Участники пели вживую, да и сам процесс перевоплощения был очень важен. Я была в жюри и знала, сколько труда вложили участники. Видела, как Александр Кривошапко старается скопировать Эдиту Пьеху, а Ирма Витовская — Пинк. Да и судьи старательно готовились, слушали исполнителей, песни которых пели конкурсанты, чтобы быть в теме. Последний проект, в котором я принимала участие, назывался “Зірки під гіпнозом”. И теперь каждый месяц по телевизору показывают Алену Гребенюк, которая превращается в четырехлетнюю девочку... 

Существует теория, что у каждого из нас есть свой психологический возраст, который не меняется. Пастернак о себе говорил, что он подросток четырнадцати лет. Сколько вам лет по внутренним ощущениям?

В какой-то момент я поймала себя на мысли, что мне 25. У меня есть хороший друг, он концертмейстер, пианист и просто фантастический музыкант. Мы учились с ним параллельно: он — на фортепиано, я — на вокале. Как-то сказала ему: “Слушай, мне 36, и это так здорово”. А он мне отвечает: “Гребенюк, окстись, тебе уже 37”. Я говорю: “Нет, мне только будет...” А он: “Да мы оба 75-го года рождения, нам по 37!” Я неделю не могла прийти в себя. Это было ужасное ощущение! В общем, с того момента мне 25 и ни годом больше.

Я знаю два совершенно противоречивых факта об оперных певицах. Первый — она должна быть внушительная и монументальная, как Монтсеррат Кабалье, чтобы “было чем петь”. А второй, неожиданный для себя, услышала от вас, когда вы сказали, что вам не раз делали замечания о лишнем весе... Где же истина?

Петь можно при любом весе, а вот исполнить длинную драматическую партию легче, когда имеешь больше веса. Ты тратишь на это меньше сил. При этом множество оперных певиц совсем не выглядят монументально, например Анна Нетребко. Потерять вес не страшно, главное при этом — сбалансировать голос. В свое время Мария Каллас, очень сильно похудев, не успела его “устаканить”. И он начал качаться. Это страшно, потому что так люди теряют голоса. Если худеть, как я, постепенно, вместе с педагогом, концертмейстером, все будет хорошо. В разные периоды жизни я то поправлялась, то худела. Но вот сейчас понимаю: диета должна быть не просто диетой, а образом жизни. Это как витамины. Ты все время их принимаешь, потому что они помогают чувствовать себя лучше.

На своей странице в “Фейсбуке” вы описываете программу похудения ReStart. Несмотря на ее комплексный подход, вам ведь все равно понадобилась помощь специалистов, которые контролируют выполнение упражнений, дают нужные советы... 

Конечно. Без педагога по вокалу не будет хорошего голоса, без концертмейстера не состоится исполнитель, без человека, который создаст костюм, зрители не увидят той самой богини... Тут так же. Без тренера не обойтись. Через месяц занятий я поняла, что не зря доверилась специалистам. Тренер проверяет, правильно ли работают мышцы во время упражнений, правильно ли качаешь пресс. Когда инструктор просит: “Аленочка, походите на степе 10 минут”, я включаю музыку, чувствую прилив энергии и занимаюсь 25 минут. Она гордится моими достижениями, и мне радостно. Даже не за себя. А потому что человеку, который вкладывает в меня свои жизненные усилия, — приятно. 

_DSC5382.jpg


Досье “Натали”

Родилась 31 июля 1975 года в Баку.

Окончила консерваторию, а затем аспирантуру, ее певческий голос — сопрано, жанры — опера, камерная музыка.

Поет в Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества. В ее активе “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова (Милитриса), “Иоланта” Чайковского (Бригитта), “Зима и Весна” Лысенко (Зима), “Реквием” Моцарта (партия сопрано), “Стабат Матер” Россини (партия сопрано).

Алена много гастролирует в Украине и за рубежом, выступала в Словении, Германии, Чехии, Албании, Японии, Беларуси, Грузии, Азербайджане, России.


Алена, с вами в спортзал ходит дочка Лиза. Как вам удалось ее убедить? 

Только личным примером. Моя дочка — девочка не худенькая, и когда она увидела мои результаты, сказала: “Как ты похудела! Мне тоже так хочется”. Но отказаться от конфет — это же самое страшное. (Смеется.) Тем не менее она приходит в зал и с энтузиазмом работает два часа. Я прошу ее не переусердствовать, а она отвечает: “Нет, я буду делать столько раз, сколько сказал тренер”. Уже и тренер ее просит остановиться. “Нет, — заявляет мой ребенок, — вы дали задание, и я буду работать”. Правда, неделю я слышу о том, что у нее сильная крепатура, но это уже неважно. (Смеется.)

Алена, как изменило вас материнство?

До определенного момента я не задумывалась, что говорить, какие слова употреблять, каких людей приглашать в дом, что надевать. Но когда ребенок говорит: “Мама, знаешь, тебе это не идет”, начинаю задумываться. Она, как зеркало, и зеркалит меня постоянно. Поэтому я стараюсь во всем служить для нее примером. Там, где дочка меня не видит, я могу ошибиться, но там, где она меня видит, я не могу сплоховать. Знаете, иногда она бывает мудрее меня. Недавно у нас умирал старенький кот, ему было плохо. Пока во мне боролись противоречивые чувства, Лиза сказала: “Мама, пожалуйста, отпусти его, отвези в клинику, не мучай”. В тот момент у меня создалось ощущение, что она гораздо взрослее меня. Она меня учит — не я ее…

Вы производите впечатление совершенно счастливой женщины. Что является вашим вдохновением, двигательной силой?

Любовь. Я полна ею! На самом деле любовь — это когда ты рядом с мужчиной. Когда чувствуешь себя не то что защищенной или за каменной стеной, а маленькой озорной девчонкой. При этом можешь быть гораздо сильнее его... Это дает столько счастья, что появляется больше возможностей, вдохновения, силы. Вы знаете, с мужчинами, которые были рядом со мной, по разным причинам я расставалась. Жизнь с кем-то разводит, кого-то отбирает, знакомит с кем-то другим... Но ощущение любви постоянно присутствует в моей жизни. 

Кто сейчас субъект вашей любви?

Мужчина! (Смеется.) Но я об этом не говорю, может, боюсь, что нас сглазят. Хорошо, когда у обоих нет желания афишировать отношения. Главное, чтобы нам было хорошо вместе, а остальное неважно. Но, возможно, придет время, и я представлю его обществу. 


Награды

  • В 1997 году получила приз “Золотая надежда Украины” Первого Международного фестиваля оперной и камерной вокальной музыки им. И. Паторжинского.
  • В 1999-м стала победителем конкурса “Молодые виртуозы Украины”.

  • В 2003-м получила третью премию и звание лауреата ХХХVIII Международного конкурса оперных певцов им. А. Дворжака в Карловых Варах (Чехия).

  • В 2006-м завоевала Гран-при на Первом Международном конкурсе “Евровидео” в Албании.

  • В 2007 году принимала участие в концерте солистов и симфонического оркестра Киевского муниципального театра оперы и балета “Опера-гала” на сцене “Кадоган-холла” в Лондоне (Великобритания).

  • В 2011-м представляла Украину на Международном фестивале “Мэрцишор” в Кишиневе (Молдова).


Я знаю, вы были на семинаре “Ответственное лидерство”, одном из базовых проектов Инициативы “Аспен-Украина”. Участие в нем помогает понять процессы, происходящие в стране и собственной жизни. Что после этого изменилось в вашей судьбе ?

Мне несколько лет говорили об этой программе и убеждали: у тебя получится, ты лидер по натуре, у тебя есть дар. Это очень ответственная роль. Лидер должен понимать, что он ведет за собой людей, быть правильной личностью, брать на себя ответственность. В нашей команде на тренинге были и бизнесмены, и лучшие айтишники, и работники культуры, среди которых и я. Для меня, человека, который просто стоит на сцене и поет, это было странно, но шесть дней программы изменили мою жизнь. Вначале я боялась, что покажусь смешной в своих высказываниях. Но мои мысли вызывали у людей уважение — я это чувствовала. Главное, не навязывать свое мнение. Если ты в каком-то вопросе эксперт, держи себя в руках. 

При этом важно, чтобы завязалась дискуссия. Когда в нее включаешься, чтобы доказать свою точку зрения, появляется другое ощущение.

После проекта у меня действительно появилось совершенно другое ощущение. И понимание: я могу то, чего не могут другие вокалисты. При этом мне хотелось постоянно что-то делать, куда-то двигаться, ведь за мной идут люди. Тогда я занялась благотворительностью, и в прошлом году заняла первое место среди физических лиц как благотворитель года. Мне удалось собрать более 100 тысяч долларов. Благотворительность — это не обязанность, а потребность отдать, и неважно, купить батон или спеть для большого количества людей. Потому что дарить людям возможность улыбаться гораздо важнее, чем деньги. Деньги потратятся, а память об эмоциях останется. 

Но как понять, в правильном ли направлении мы движемся?

Если вам без труда открываются нужные двери, значит, вы на правильном пути. А когда упираетесь в стену, нужно искать другую дорогу. Сейчас я живу именно этим принципом. Я готова отдать все, что у меня есть. И точно знаю, что ко мне вернется гораздо больше. Главное, не привязываться и делиться. Ты не зацикливаешься на одном ученике, и у тебя появляется двое других; ушли деньги по какой-то причине, а пришло в два раза больше оттуда, откуда ты даже не ожидал! 

На тренингах часто предлагают составить план жизни на 30 лет. Потом на 10, на 5, на год... На сколько лет вперед вы видите свою жизнь?

Я могу сказать, что и раньше мыслила перспективно, лет на 30 вперед. Сейчас, по разным причинам, составляю планы на более короткий период. Я не живу сегодняшним днем, но понимаю, что зависит от моего выбора, что будет через пять лет. Развиваю проекты, общение, свой бизнес. Что касается ребенка, я мыслю глобально — мне хочется, чтобы Лиза продолжала учиться и, главное, была хорошим человеком. Кем она будет по профессии, еще не решено. Она в третьем классе, соответственно, мне нужно мыслить лет на 10–20 вперед. 

Банальный вопрос. Алена, ваши ближайшие творческие планы...

Громадье! (Смеется.) Господин Назаров написал, как он сам говорит, “потужний мюзикл” “Жил был пес”, в котором я исполняю партию хозяйки. (Поет.) В сентябре мы будем давать спектакль в честь юбилея Самуила Маршака в Театре оперы для детей и юношества. Затем корпоративные вечеринки. У меня несколько лет не получается вырваться в отпуск, поэтому планирую хотя бы месяц отдохнуть с ребенком. Хочешь — лежишь, хочешь — книжку читаешь, хочешь — в бассейне купаешься. А на третий день хочется работать. (Смеется.) 

Беседовала Жанна ЛАВРОВА
Поделись с подружками :