Женщина, которая ведет

Поделись с подружками :
Случай может помочь попасть в компанию или даже в профессию, но в том, чтобы сделать карьеру и возглавить команду, случайностей не бывает. История Яны Миненко, председателя правления АО “Рено Украина”, — еще один пример.

Яна, расскажите, как вы пришли в эту сферу?

Изначально ни о чем таком даже не думала. Изучала французский и английский в Национальном университете  имени Тараса Шевченко и с третьего курса уже активно занималась переводами. К моменту получения диплома я почувствовала, что мне мало переводить других и постоянно хочется вставить свои пять копеек. Я пошла получать второе образование — маркетолога. Затем искала работу по этой специальности. А поскольку пять лет жизни посвятила изучению французского, то в приоритете были французские компании. Первой мне предложила работу “Рено Украина”. Правда, в сфере логистики и дистрибуции. Но я согласилась. 

И каков был ваш путь в компании?

Коммерческую часть я прошла всю: начала как эксперт, потом стала руководителем службы поставок, директором по продажам и развитию сети. Из декрета возвращалась уже на пост директора по качеству и послепродажному обслуживанию. А потом генеральный директор “Рено Украина” Ян Птачек предложил занять его должность. Спросив: “Сколько у меня дней, чтобы подумать?”, услышала ответ: “Два часа”. Считаю это знаком доверия украинской команде и мне персонально. 

Как вы чувствовали себя на такой высокой должности?

Первое, что я почувствовала: это одиночество и груз обязанностей. Теперь вся ответственность за принятые решения лежит на мне. К тому же это был конец 2014 года, а в феврале следующего стало ясно, что автомобильный рынок уменьшится вдвое по сравнению с запланированным, и прибыли не будет вообще. Стоял вопрос: быть или не быть. Я подумала, что закрыться мы всегда успеем, надо постараться сделать так, чтобы дело выжило. И в тот год “Рено Украина” удвоила свою рыночную долю, мы вышли на нужный объем продаж. 

Среди руководителей национальных филиалов группы Renault вы — единственная женщина. Какие качества нужны, чтобы сделать такую карьеру? 

Целенаправленность, настойчивость, ориентация на результат и выгодные сделки. Не могу прожить ни дня без хотя бы маленького достижения. Важно умение организовать людей, вовлечь их в проекты, чтобы добиться цели быстрее и эффективнее. Бизнес — дело коллективное, но последнее слово всегда за мной. Если требуется поменять курс на 180 градусов, я готова это сделать. Часто говорю, что если едешь прямо и вдруг видишь перед собой стену, нужно быстро сориентироваться и увести всех в другую сторону. У меня с этим нет проблем. Думаю, за это меня и ценят.

А как на ваше назначение отреагировали родные?

У меня мудрые родители. Они всегда говорили: “Поступай, как тебе лучше”. Думаю, это повлияло на то, что я всегда искала собственное решение и отстаивала свою позицию. А с мужем мы познакомились, когда я уже была директором, и он принял меня такой, какая есть. Я не чувствую с его стороны профессиональной ревности, потому что дома — я жена и мама. 

IMG_3857_new.jpg


После 30 лет понимаешь, что жизнь — не забег на короткую дистанцию, а марафон, и ее нужно устроить так, чтобы хватало сил на самое важное.


Как находите баланс между работой и семьей?

Был период, когда я переживала, что карьера отнимает у меня время, которое я должна посвятить близким. Но декретный отпуск поставил все на свои места. Я поняла, что моя реализация не дома, а на работе, и через год вернулась в компанию. Мне кажется, что очень важно состояться в профессии, чтобы потом не пытаться воплощать свои мечты через детей. Ведь так могут вырасти пианисты, которые в душе математики, и математики, которые в душе пианисты. Но важно было уравновесить обе сферы. Очень помог муж. Мы вместе занимаемся духовными и психологическими практиками. Я окончила школу астрологии, правильного питания, курсы стиля. А теперь мы уже год учимся на курсах соционики, планируем получить сертификат. У нас совпадают интересы, свободное время стремимся проводить вместе и вместе развиваться. Я стараюсь проводить вечера и выходные с мужем и сыном. Мы любим ходить в кино или смотреть что-то дома. В отпуск — только с семьей. В позапрошлом году ездили в йога-тур в Турцию, в прошлом отдыхали в Закарпатье. Все праздники отмечаем в кругу родных. Разве что хотелось бы чаще встречаться с друзьями. После 30 лет понимаешь, что жизнь — это не забег на короткую дистанцию, а марафон, и ее нужно так устроить, чтобы хватало сил на самое важное.

Ваш шестилетний сын осенью пойдет в школу. Как вы готовитесь к этому? 

Мы выбрали учебное заведение и договорились, что отвозить его буду я, а забирать — муж. Но заниматься с ребенком, например письмом, я не планирую. Считаю, что учить должны учителя. Они стимулируют его выходить из зоны комфорта. А от мамы нужна любовь и полная поддержка. Чтобы в любой ситуации он мог прийти ко мне.

Сколько времени вы проводите за рулем?

В Украине очень много. Пеших прогулок мне не хватает, и порой, приехав с работы, иду в ближайший парк или делаю пару кругов вокруг дома. Люблю командировки, потому что там нет машины и можно ходить пешком.

В октябре Renault начинает официальные продажи в Украине своих электромобилей. Считаете, за ними будущее?

Судите сами: в электромобиле существенно меньше деталей. Техобслуживание тоже проще. Для клиента — это автомобиль-мечта: более простая конструкция предполагает меньше поломок. Он экологичен — выхлопов нет вообще, а заряжаться электричеством в десять раз дешевле, чем бензином. Не удивительно, что уже сейчас по нашим дорогам ездит около трех тысяч таких машин, и интерес украинцев к электромобилям растет с каждым годом. Тем более что инфраструктура динамично расширяется и порядка 600 станций уже установлены в общественных местах — у супермаркетов, кинотеатров и т. п. Кстати, в Европе 90 процентов электромобилей люди заряжают дома от специальных wall-box — практически это улучшенная розетка, которая легко устанавливается специалистами. У нас это тоже возможно. 

Есть ли женский и мужской подход к выбору авто?

Думаю, да. По природе мужчины более прагматичны, а мы эмоциональны. Я склонюсь к красивому авто с удобными креслами и хорошей обзорностью. Мужчины больше внимания уделяют эффективности и экономичности двигателя, разгонной динамике...

Что должен иметь идеальный женский автомобиль?

Большой багажник, чтобы туда помещалось все необходимое для загородных поездок и путешествий, не пачкающийся салон, а также все для безопасности и комфорта. В частности, высокую посадку для хорошего обзора и зеркала с контролем слепых зон. Мне лично очень нравится функция hands free. Она позволяет не искать в сумочке ключ от авто, а просто приложить руку к рукоятке дверцы, чтобы автомобиль распознал тебя и позволил без проблем сесть в салон. 

Яна, что вы посоветовали бы девушкам, которые задумываются о карьере в автомобильной отрасли, но сомневаются в перспективах?

Идти за своими желаниями и делать то, что хочется. Тогда сфера не важна. Если есть желание иметь дело с автомобилями, значит, этим и надо заниматься. Ничего страшного там нет. (Смеется.) Мне кажется, что мы, как нация, склонны преувеличивать риски и преуменьшать свои таланты. Нужно верить в себя и свою звезду. Слово “кризис” таит как риск, так и возможности. Я рекомендую научиться видеть возможности вокруг себя, закатывать рукава и делать дело.

Беседовала Ольга Озолина
Поделись с подружками :