Художник с фотоаппаратом

Этот человек умеет останавливать самые прекрасные мгновения и делать всех привлекательными буквально одним движением пальца, потому что он — профессиональный фотограф. Каждый месяц вы видите в журнале “Натали” много сделанных им красивых кадров, а теперь мы решили показать вам и его самого. Знакомьтесь: Борис Мерзляков.

Борис, откройте секрет, как стать хорошим фотографом?

Я думаю, у каждого фотографа имеется не то чтобы секрет, а, скорее, рецепт, который сработал для него, и своя история попадания в профессию.

Расскажите нам свою. У вас есть диплом, где написано “фотограф”?

Нет. Я окончил полиграфический факультет КПИ, и у меня был предмет “фотодело”, но это не имеет никакого отношения к нынешней профессии: мы изучали химические формулы для реактивов. Так что в моем дипломе написано “полиграфист-технолог”, но по этой специальности я не работал ни дня, а фотографией увлекся еще в детстве. Это было любимое хобби дедушки, поэтому в доме оставалась кое-какая литература по фотоделу. Я учился по книжкам, журналам и интуитивно, а снимать начал на “Зенит” и “ЛОМО”. Помню, кадр с джинсами, замоченными в тазике, — там я так интересно подловил блик света, что и сейчас, глядя на это фото,  думаю: “Классно снял!”. Для меня фотография всегда была способом самовыражения, я искал необычные ракурсы.

А когда вы решили сделать это своей работой?

Это вышло как-то само собой, жизнь постоянно подбрасывала возможности. К примеру, когда я учился в институте, мы с другом устроились продавать овощи-фрукты на рынке, чтобы заработать денег. Тогда у меня был фотоаппарат Polaroid, и я придумал предлагать покупателям еще и моментальное фото. Это было в диковинку, и фотографом я зарабатывал больше, чем продавцом. Но продолжения этот “бизнес” не получил. Лет в 18 я пошел работать журналистом в газету “Энергоинформ”, писал статьи об энергетике и столкнулся с нехваткой фотоматериалов. И тут вспомнил о своем увлечении и стал сам снимать объекты, о которых рассказывал, — шахты, электростанции, горно-металлургические комбинаты. Объездил всю Украину, хотя газета не оплачивала командировки, и я почти ничего не зарабатывал, но мне было интересно. Я считал, что деньги придут, если заниматься любимым делом. Вскоре перешел из газеты в информагентство, где новости нужно было писать очень быстро. Мне не нравилось работать на скорость, поэтому стал заниматься только съемками. С тех пор работаю фотографом, и уже много лет — для журнала “Натали”.

IMG_7196.jpg

Что вам больше нравится снимать — пейзажи, портреты, репортажи?

Очень люблю пейзажи, но, снимая их, фотограф просто запечатлевает то, что есть. А я давно понял, что хочу создавать реальность сам. Мне кажется, в фотографии должно быть что-то необычное, то, что цепляет, заставляет долго рассматривать кадр, находить в нем что-то свое. Жизнь диктует такие условия, что фотографу необходимо быть многостаночником, но у меня есть предпочтения. Так, если меня приглашают снимать свадьбу, предлагаю сделать вместо этого fashion-story: заранее продумать нестандартные локации и кадры в тех местах, где молодые познакомились, где в первый раз поцеловались, в каком кафе назначали свидания. Да, получается, как постановка, но им не приходится играть, они остаются сами собой. По прошествии времени именно эти фото вызывают самые положительные эмоции. Люблю фотографировать еду. Стремлюсь сделать так, чтобы даже сытый человек, увидев снимок блюда, захотел его попробовать. А вообще, я убежден, что нет ничего красивее обнаженного женского тела, поэтому постоянно ищу способы передать его совершенство. Таким образом у меня рождаются новые проекты — к примеру, я стал разрисовывать фотографии красками.

Это те уникальные работы, которые были созданы для выставки в Германии?

Да, хотя все началось с того, что мне предложили провести в Берлине фотовыставку видов Киева. Таких кадров у меня много, но просто показать их для галочки мне было неинтересно. Тогда организаторы предложили разработать другой концепт. Я придумал состав краски для тела, покрывал ею обнаженных моделей, проецировал на них свои фото с видами Киева и фотографировал. Результаты напечатал на холсте. Эти работы были выставлены в Киеве, в галерее “Лавра”. Потом решил, что им еще чего-то не хватает, и раскрасил акриловыми красками. В таком виде они и доехали до Берлина. Выставка прошла довольно успешно, несколько работ купили.

Проект получил дальнейшее развитие?

Он перерос в другой. Однажды в процессе раскрашивания я безнадежно испортил один кадр — получалось не то, что хотелось. Тогда я все закрасил и сверху нарисовал так, как видел. И понял, что у меня получается писать картины. В этом есть своя магия. С помощью фотоаппарата можно остановить мгновение, а живопись позволяет воспроизвести то, что существует лишь у тебя в голове.

IMG_9564.jpg

Я никогда не фотографируюсь с достопримечательностями, но у меня огромная коллекция моих портретов в телефонных будках всего мира. Когда приезжаю в новую страну, ищу местную телефонную будку, выбираю приличного на вид человека, даю ему фотоаппарат и прошу сделать пару кадров.


Как вы считаете, фотограф должен уметь рисовать?

Никто никому ничего не должен. Умеет — хорошо, не умеет — значит нет. Лично я считаю, что фотографу желательно, по крайней мере, ходить в музеи, на выставки, разбираться в живописи, чтобы посмотреть на предмет и понять, откуда падает свет, как можно было бы выстроить удачный кадр. Но это все дело хозяйское. Иногда, общаясь с молодыми фотографами, выясняешь, что человек совсем не знает базы, к примеру, что такое мокрый процесс в фотографии. Более того, не считает нужным, потому что для него это даже не прошлый, а позапрошлый век. Мне кажется, если человек называет себя профессионалом, то знать о таких вещах все-таки нужно. С другой стороны, если у него и без этого получается себя реализовать, то почему бы и нет? У меня есть уверенность, что у каждого фотографа свое видение и, соответственно, свой клиент.

Как у человека творческой профессии у вас бывают трудности с самоорганизацией?

Поскольку я за всю жизнь практически не работал в офисе с 9 до 18, то всегда распределял время сам, так что это не проблема. Сейчас мне удается заниматься и фотографией, и живописью, и преподаванием на курсах и мастер-классах.

Новый этап карьеры?

Я просто понял, что это очень приятно — когда можешь научить новому, когда у учеников получается то, что никогда не удавалось, и светятся глаза. Сам-то я неважно учился в школе, да и в институте не очень. Мне было просто скучно. А сейчас я готовлюсь к своим занятиям так, чтобы самому было интересно, благодаря чему получается удивить и учеников. В скором времени планирую открыть свою школу фотографии.

У вас есть какие-то фишки в преподавании?

Я прошу на уроках ничего не записывать. Доношу информацию так, чтобы все поняли и запомнили, что такое диафрагма, выдержка и так далее, не подглядывая в записи. Ведь любую информацию можно легко найти в интернете, а на занятиях важно научиться. За свою жизнь я окончил множество разных курсов, в том числе несколько — английского языка, но так и не смог его толком выучить. После них у меня осталось огромное количество конспектов, и я уверен, что это не помогает. В моей школе будет несколько ступеней для повышения уровня мастерства и отдельно — мастер-классы, к примеру по эротической фотографии. Я снимаю в жанре ню с 17 лет и могу поделиться опытом, рассказать о важных нюансах, начиная от юридических аспектов и до корректной работы с моделью.

IMG_3140.jpg

Как можно понять, что фотография — это твое призвание?

Мне кажется, все очень индивидуально. Некоторые молодые люди, когда приходят на занятия, сразу спрашивают: “А когда я начну зарабатывать?”. Отвечаю: “Знаете, тогда это, наверное, не для вас”. Да, фотография — прибыльный бизнес, но не в смысле “вложил доллар — получил два”. Надо понимать, что каждая мелочь в фотоаппаратуре стоит больших денег, и для начала нужно забыть о том, сколько ты потратил на фотоаппарат, и просто снимать — для удовольствия, для самореализации. Коммерческая составляющая — не ведущая, потому что фотография — это все-таки искусство. Хотя некоторые воспринимают ее как ремесло, но у меня так не получается. Был период, когда я работал фотографом в роддоме, снимал счастливых родителей с малышами и прекрасно зарабатывал. Пожалуй, даже больше, чем сейчас. Я очень люблю детей, но через полгода понял, что вдохновение пропало, работа превратилась в рутину, перестала вызывать у меня эмоции, и поэтому ушел. Теперь каждый раз, начиная новый проект, говорю себе, что если ничего не получится, вернусь в роддом. (Смеется.)

Своих детей вы снимаете, устраиваете домашние фотосессии?

Конечно! У нас огромное количество фотографий. Правда, практически ничего не распечатано, но все упорядочено, подписано и хранится в цифровом виде. Моя любимая модель — это жена, а вот дочек я всегда почему-то пытался оградить от этой работы. Хотя быть моделью совсем неплохо: человек следит за тем, чтобы хорошо выглядеть, а это значит как минимум правильное питание и физические упражнения. Недавно я все-таки разрешил 12-летней старшей дочке поучаствовать в съемке одежды, и ей понравилось.

А фотографировать она любит?

Первый фотоаппарат-мыльницу ей подарили в три года. И она хорошо фотографировала лет до восьми, а потом перешла на смартфон. Я не настаиваю, пусть сама выбирает, чем заниматься. У меня есть только одна нереализованная амбиция — иностранный язык, поэтому дочка учится во французской спецшколе. Я сказал ей, что мне все равно, какие она будет получать оценки по другим предметам, но по французскому и английскому все должно быть отлично. Еще обе дочери рисуют, ведь в доме полно красок и холстов.

IMG_3909.jpg

Берут пример с папы?

Естественно, это и есть воспитание: если сидишь и читаешь книжку, дети тоже будут читать, если рисуешь — рисовать. Я каждый день делаю зарядку, и даже младшая, которой полтора годика, пытается со мной отжиматься.

Что самое сложное в работе фотографа?

Пожалуй, найти комфортного клиента, который будет с тобой на одной волне. Как правило, информация о фотографе распространяется по принципу сарафанного радио, но и саморекламой нужно заниматься постоянно.

Научите нас, как профессионально делать селфи?

К сожалению, тут я совсем не специалист. Сам себя не снимаю, это меня не вдохновляет. Правда, в последнее время понял, что стоит показывать в интернете не только свои готовые работы, но и себя в процессе их создания, бекстейдж съемок. Это многим интересно, и помогает людям больше узнать обо мне как о фотографе. Пожалуй, буду наверстывать упущенное.

Наталья Нерослова