На защиту детства - становись!

Поделись с подружками :
В Международный день защиты детей мы вспоминаем об обездоленных, голодающих детях, живущих в опасных регионах планеты.  Ах, если бы мы могли одним движением руки изменить несправедливый мир! Но и в благополучном мире ребятишки также нуждаются в защите. Нынешний жизненный фон — это обилие информации, большие ожидания и... большой  стресс.
Доброта ранит мир
“Вырастет из сына свин” — эта угроза из стихотворения Маяковского в наши дни становится все актуальнее. Доброта, гуманизм, сострадание — их нужно культивировать чуть ли не принудительно. Мои приятели не первый раз приглашают всех знакомых родителей принять участие в акции: собирают хорошие, но уже ненужные детские вещи и игрушки, покупают угощения и относят все в Дом ребенка. Конечно, и мы вместе с детьми приготовили нехитрые подарки, те, что наиболее актуальны, — колготки и носки. Шли с энтузиазмом, а возвращались, признаться, несколько разочарованными. Нас любезно встретили, вежливо приняли передачу и дальше приемной не пустили. Но это двойственное чувство вскоре переродилось в убеждение: в детдоме работают мудрые люди!

Встретив знакомую и рассказав ей о нашем добром деле, я услышала неожиданную фразу: “Слава богу, что ваши дети ничего не видели! Мы были в Доме малютки. Предварительно я с Дашей побеседовала, рассказала о нелегких судьбах детишек, живущих без родителей. В общем, нас все-таки пустили дальше порога... А после я два месяца убеждала дочь, что мы не собирались ее никуда отдавать — такой вывод сделал мой ребенок! Мы даже от садика временно отказались и посетили психолога. Теперь я зареклась: никаких бесед о голодных детях Африки и брошенных на дачах собачках! Подрастет — поймет, все-таки в нашей семье все по-доброму”.

В нашем доме та же ситуация: я себя корю за то, что забываю собирать в кулечек объедки для дачных лаек, как это делает моя мама (ее уже ни одна собака не пропускает), при дочке “отстегиваю” уличным кошкам пару сосисок. Всегда отдаю лишние детские вещи тем, кто в них нуждается. Конечно, покупаю детские книжки и обсуждаю с ребенком прочитанное. Наготове — увлекательные и “сострадательные” “Король Матиуш Первый” Януша Корчака (трагичную судьбу автора оставим на потом), “Небывалое бывает” Сергея Алексеева, “Анелька” Болеслава Пруса — для уровня начальной школы хватит. Вот только одной книги никогда не будет в нашем доме — “Белый Бим Черное ухо” Гавриила Троепольского. Для меня до сих пор это самая страшная книга в мире. Такой горькой безысходности я не испытывала ни до, ни после шокирующего чтения. Эта история слишком тяжела даже для восприятия взрослого! Лучше уж посмотреть сериал “Лесси”, в котором, пережив все обиды и несправедливости, собака все-таки находит, спасает и побеждает, но главное — возвращается в дом, где все живы, все здоровы. Недавно мне пришлось наблюдать картину: мальчуган упирается, а мама настаивает, чтобы он бросил пару монет калеке, играющему на баяне. Что это — воспитательный момент или еще одна “зарубка” негативных впечатлений на душе у ребенка? Сострадание состраданием, но травмировать психику детей легко, ведь у них сейчас и так велики информационные перегрузки и эмоциональное давление. Защищать собственного ребенка от психологического перенапряжения — важная задача современных родителей.

Комментарий психолога
Полная опека и жесткий фильтр от негативных эмоций так же вреден, как и погружение в гущу безжалостных жизненных реалий. Родителям необходимо сглаживать острые углы, зная, как собственный ребенок понимает окружающий мир. Один будет переживать и многократно возвращаться к какой-то теме, ситуации, а другой вполне способен адекватно реагировать на довольно откровенное бытописание. Моральная защита от жестокостей мира наряду с его познанием не должна превращаться в наращивание брони. Однако нужно учитывать основные детские страхи — темноты, одиночества, замкнутого пространства, позже — в 5–7 лет — страх смерти, дальше — страх ошибки, быть “не тем, кем меня желают видеть”... Поверьте, они тесно связаны и достаточно серьезны. Конечно, нужно культивировать доброту и действовать с ребенком заодно, но четко определять степень его вовлеченности, зная возможную реакцию. Стоит ли смотреть при детях теленовости с шокирующими кадрами катастроф и аварий? Думаю, ответ очевиден.

Что делать
Растить чуткого человека, способного сопереживать, помогают все те же добрые книжки, старые мультфильмы, где главное — не увлекательный процесс борьбы со всемирным злом, а неспешное повествование о дружбе, верности, взаимовыручке. Важен личный пример, причем нужно находить компромиссные варианты и в реальных житейских ситуациях. Не можем подобрать всех уличных котят — собираем для них остатки еды. Забота о домашней пичуге, о том, чтобы у нее всегда была свежая водица и корм, — тоже воспитывает ответственность. А по поводу милостыни: часто мамы с детьми проходят мимо нищих, не оглядываясь и никак не комментируя увиденное. Что ж, надо все-таки объяснить и предложить альтернативный вариант помощи, не требующий от растущего человечка столь сильных душевных переживаний. Вы сторонитесь уличных попрошаек? Ваше право.

Вот другой, вполне приемлемый пример: возле ящичка по сбору средств на лечение какого-то малыша в супермаркете разгорелись дебаты между мужчиной и женщиной. “Это все профанация, деньги идут неизвестно куда!” — кипятился джентльмен. “Ну и пусть — я эти две гривни трачу на воспитание нашего с тобой ребенка, а куда они пойдут — останется на совести тех, кто это все устраивает!” — парировала дама. Их дочь, девочка лет десяти, молча опустила купюру в ящик. Я мысленно зааплодировала ей.

Космонавтом можешь
ты не быть...

Как только дети начинают ходить в школу, у взрослых появляются новые тревоги, волнения и поводы защищать свое чадо. Причем не только от драчливых одноклассников! Одна из любимых тем среди родителей — “гонка вооружений” знаний и умений. Оставить ребенка без кружков и секций — значит лишить его светлого будущего! А пока многих родных что-то не очень радует настоящее.

Знакомая девочка Анжела уже хорошо освоила бег трусцой: танцы, рисование, английский, театр... Учитель математики — на дому. Анжеле уже и будущую профессию выбрали — дизайнер! Нам очевидно, что девочка переживает по этому поводу — неохотно отвечает на расспросы о том, какие задания дети выполняют в изостудии, не желает показывать рисунки и как-то неуверенно произносит: “А у меня там ничего интересного не получается, только маме не говорите!” Многие родители также не видят особых свершений своих чад в выбранных для них дополнительных занятиях, но ждут и надеются: вот-вот станет получаться и все пойдет как по маслу! Признаюсь, я тоже из таких, с разницей, что жду не особых успехов, а надеюсь развить кругозор для определения будущего интереса в жизни. Понимать красоту, музыку и получать от этого удовольствие — большая отдушина в буднях! А пока что мне, человеку с абсолютным слухом, нелегко сдерживать себя, услышав фальшивый звук, и я хвалю свое дитя за малейший не то что успех — даже за сам процесс учебы и его этапы... Ждем-с, ведь слух развивается, говорю со знанием дела!

“Эти современные дети сами не знают, чего хотят, и если им потакать — толку вообще не будет, один вред! Вот Славика отдают куда-то в кружок, полгода походит без особого желания, успехов нет — забирают, находят следующее поле деятельности”, — рассказывает бабушка с недовольством. А дети — и младшие, и старшие школьники — страшатся не оправдать ожиданий взрослых, современных требований и зачастую с этим у них связан немалый стресс. Как-то подруга была вынуждена резко ограничить нагрузки двенадцатилетней дочери — у девочки стала сильно болеть голова. Врач дал довольно жесткие рекомендаций. “Я не так уж и нагружала ее! Просто надо развиваться, вон сейчас какой темп жизни... Но главное — я не хочу, чтобы дочь болталась без дела, лучше пусть будет увлечение, чем дурные развлечения!” — объясняет мама Сони. Действительно, надо защищать наших детей и от плохих компаний, не будешь же их за ногу привязывать к дому! Выход один — прививать хорошие навыки, умения, и часть времени посвящать интересным занятиям.

Комментарий психолога
С первых дней школьники стараются оправдать ожидания папы и мамы, ведь они хорошо учились: и задачки в уме решают, и “жонглируют” таблицей умножения! Редко кому из них родители описывают нелицеприятные стороны своей школьной жизни — от боязни выйти к доске до регулярных троек по физике. Современным “продвинутым” взрослым нужно защищать детей от их же родительских страхов, которые проецируются на ребенка, и от собственного честолюбия! Особенно если они навязывают пути реализации светлого будущего и ждут успехов в выбранной стезе от ребенка, а по сути — от совершенно другого человека! Не получая ожидаемых результатов, родители начинают нервничать, закрепляя схему неуспешности у ребенка — эмоции ведь прекрасно передаются от взрослого к малышу. И не всегда ровным голосом можно объяснить, почему дочь не попала на показательные выступления — конечно, это не главное, но зачем тогда куплено роскошное платье? Почему парень никак не получит очередной “пояс” по борьбе? В итоге напряжение растет, провоцируя недомогания и стрессы, а в будущем — бунтарство и желание идти наперекор взрослым. Вместо “разносторонне развитой личности” родные получают личность, бегущую от навязанной ими реальности. В такой сложной ситуации многое зависит и от окружения школьника, и от коллектива, в котором он вращается.

Беседуйте, хвалите, любите ребенка, помните о его ожиданиях, интересах и принимайте таким, какой он есть

Выход есть
Ключевое слово — интерес: самого ребенка и внимание к его желаниям и предпочтениям со стороны взрослых. Безусловно, важны и дозированные нагрузки! Защитите ребенка от страха неуспешности, не усердствуйте в формировании юного Эйнштейна, если ваш ребенок музыкален, как Рахманинов, или артистичен, как Чаплин! Это весьма непростая задача: интересы — развивать, а от своих амбиций и могучего авторитета с ореолом непогрешимости — защищать. Расспрашивайте чадо, что он делает на занятиях, что приносит ему наибольшее удовольствие, рассказывайте о своих пробах и ошибках, не скрывая, что у вас тряслись коленки лишь при виде тренера спортивной школы — какое там “сдать норматив”!

Также постарайтесь создавать позитивный ореол вокруг выбранного занятия, например, не просто разучивайте этюды, а посещайте концерты (при этом модное платье обязательно, как и пирожное после мероприятия), записывайте красивую музыку, чтобы она действительно звучала в доме, рассказывайте, что в ней находите привлекательного... “В прогрессивном роке? Солистов!” — без раздумий выпалила я и стушевалась, комментируя свое увлечение. “Ну что ж, да здравствуют принцы”, — смеется психолог и продолжает: “Беседуйте, хвалите, любите ребенка, помните о его ожиданиях, личных интересах и принимайте таким, какой он есть”. Таковы вечные ценности и рецепты на пути свершения еще одной Великой Родительской Миссии: защищаем Королевство детства от кривых зеркал информации и родительских амбиций!

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога, гештальт-терапевта, старшего преподавателя Одесского национального политехнического университета Ирину САНАК.

Поделись с подружками :