Страна Хобби-мания

Поделись с подружками :
Я как-то подсчитала, что для посещения и успеваемости хотя бы по трем необходимым, но второстепенным направлениям — музыка, танцы, английский — нашей дочке-третьекласснице попросту надо оставить общеобразовательную школу! Так нужны ли они, эти дополнительные занятия, кружки и секции?
И школьного мира мало
Место встречи родителей, направляющих детей на путь развития гармоничных личностей, — вестибюль музыкальной школы. Наши “личности” с нотными папками идут по рукам педагогов, а мы обсуждаем золотое будущее ребятни в свете непростого настоящего. Я ушам своим не верю: хрупкая женщина, мама двоих детей, перечисляет внешкольные занятия, которые посещают ее отпрыски — Маша и Даниил. Театральная студия, карате, плавание, музыка, английский, японский, шахматы. “Мы уходим из дома с утра, берем бутерброды, термосы с чаем и обедом. Пока жду дочь, сын уроки готовит, где-то папа нас подхватывает и подвозит”, — говорит супермама. Я на ее фоне — мать-кукушка: вдумчивого разбора “Песенки пастуха” и школьного проекта по украинской культуре нам хватает с головой. А еще нужно будет осваивать английский в совершенстве, ведь с нынешними возможностями глобального общения без него никак. Обсуждаем с мужем вопрос дополнительных нагрузок для дочери: музыка просто нужна, танцы — чтобы двигаться, иностранный, как говорят в
68%
школьников занимаются в кружках
и секциях.
Одессе, “надо ехать”. Наш разговор напоминает диалог Семен Семеныча с милиционером в “Бриллиантовой руке”: “А может...” — “Не может!” — “А что если...” — “Ни за что!” — “Как насчет...” — “Не советую!” Всеобщая гонка “вооружений” детей различными умениями очень заразительна. Всего хочется: наряду с неплохим наследием спортивных и творческих школ появилась масса коммерческих предложений на любой вкус и кошелек. А тут еще родители постоянно эту тему обсуждают, делятся координатами чудес, именами волшебников-педагогов и подробностями успешных методик!
Целесообразность дополнительных занятий сомнений не вызывает, и в наших беседах определились основные причины, по которым мамы и папы мечутся между школой, школой и школой. Лидирует загадочное словосочетание “гармонично развитая личность” — ее куют смолоду, стартуя с тезисов Масару Ибука из книги “После трех уже поздно” и центров дошкольного развития. Действуют по принципу “Лучший отдых — смена рода деятельности”. Спорт догружают творчеством, мыслительную активность — двигательной. Конечно, здорово, что ребенок занят, не болтается на улице — и это второй аргумент родителей в “окучивании” ребенка дополнительными занятиями. Но по-прежнему большую роль в этом вопросе играет ностальгия родителей по своему детству. Я, например, сожалею, что не могу играть пассажи Джона Лорда на клавишных. А подруга всегда мечтала о бальных танцах, друг мужа несколько раз пытался освоить что-то посерьезнее фразы “фейсом об тейбл” и хода е2 е4. Угадайте, какие увлечения прививаются нашим детям?!
Отдельной строкой рекомендации врачей, и тут с ними не поспоришь: действительно помогает. У нашей дочки благодаря танцам, которыми она занималась почти три года, полностью прошло плоскостопие! Соседа Максима отдали в бассейн из-за реальной угрозы сколиоза, а для подружки Даши занятия вокалом — “бегство” от вечно донимавшего ее кашля.
А вот категория “сам себе режиссер”, когда ребенок талантлив и самостоятельно проявляет желание заниматься в конкретном кружке, — увы, малочисленная, но, несомненно, самая впечатляющая. “Настя с трех лет дает домашние концерты, усаживает всех и спектакли с игрушками разыгрывает, да с песнями!” — я лично наблюдала юное театральное дарование, причем если на сцене висело игрушечное ружье — оно косило наповал взрослую аудиторию с соблюдением канонов Станиславского! Сын коллеги Никита поступает в столичный политех, будучи победителем физико-математических олимпиад. А в четыре года с ним случилась истерика: родители убирались и по-своему переставили все тридцать две машинки в его игрушечном гараже. С шести лет ему перестали покупать игры-головоломки — слишком уж быстро разгадывал. Разумеется, при столь явных способностях занятия любимым делом ребенку в радость, а родители должны находить силы и средства для поддержания устремлений.

дополнительные занятия должны приносить ребенку радость

Талантом можешь ты не быть!
Абсолютно все дети имеют способности, которые можно и нужно развивать. Однако есть ребята, еще не определившиеся, чем бы хотели заниматься. Родителям стоит обратить внимание, что приносит такому ребенку наибольшую радость, в чем он может быть наиболее успешен. Кто-то скажет: какая разница, в какой кружок ходить, главное не результат, а занятость делом. И оформляют чадо в “драмкружок, кружок по фото”. Но психологи предостерегают: если ребенок лишь “тянет лямку”, в нем закрепляется модель “неуспешности” и занижается самооценка.
“А как быть, если дочь, занимаясь танцами, показывает неплохие результаты, но все равно в способностях уступает другим детям?” — спрашивает знакомая, и я ее отлично понимаю — у нас аналогичная ситуация. Специалисты утешают: дети не только объективно оценивают свои достижения и сравнивают их с результатами товарищей, но и отлично поддаются внушению. Так что сплоченные действия педагога и родителей могут уравновесить чашу весов. Наш учитель танцев неоднократно подчеркивала важную роль моей дочери начинать основной элемент — “кружок”, от которого зависит смысл и кульминация всего шоу. И не важно, что на пятой минуте вальса и из глубины третьего ряда!
“Мы никогда не навязывали свое мнение — просто пробовали и смотрели, что дочке нравилось. Например, два года она занималась танцами, столько же верховой ездой, а в этом году сама заинтересовалась баскетболом, прошла отбор в спортивную школу и добивается успехов!” — повезло, девчонка нашла свой интерес!

Сколько-сколько?
“Круглый стол” родителей обсуждает проблему школьника Артура: ребенок постоянно занимается в четырех секциях, а тут вдруг появились логопедические проблемы! Переставляет звуки, а еще теряет мысль в письменных работах... Его мама по-настоящему озадачена лишь согласованием графика занятий и не замечает “тревожный звонок” детского организма. Для нее важнее, что ребенок не переутомляется, не болеет чаще обычного, качественно и быстро выполняет все задания, изостудия — не нагрузка, а развлечение, гитару не бросишь — еле нашли отличного преподавателя... Робкие попытки педагогов убедить маму в необходимости уменьшить нагрузку встречают категоричный отпор. Надеемся, логопеду это удасться.
Если ребенок посещает пять разных школ — это, скорее, “калейдоскоп жадности” родителей, уверены психологи. Вообще, у нынешних мамаш и папаш нередко завышены представления о возможностях ребенка. Например, часто желают, чтобы их дитя занималось в более старшей группе — дескать, там интереснее. Вопросы психологической, социальной готовности и комфорта ребенка при этом не учитывают, впрочем, как и результаты такого внедрения впоследствии. Но как же трудно нам не тревожиться за успешность своего чада во всем! А надо. Не диктовать свою волю, не равнять по себе или другим детям и не транслировать собственный “психоз” и представления о том, что нужно ребенку! Необходимо разделять весь его природный багаж на физическую, интеллектуальную и творческую одаренность, выявить главное и не перебрать с второстепенным... Следить за здоровьем, утомляемостью и понимать, что при общих возрастных соответствиях каждый ребенок имеет собственный внутренний мир и свои возможности, и что нормально одному — не подходит другому.
У подруги дочка-пятиклассница до середины года отлично все успевала, а потом стала засыпать на ходу. Мудрые родители на неделю освободили ее от всех школ, а в дальнейшем всерьез пересмотрели нагрузки. В этом случае важно помнить закон сохранения энергии: если ребенок демонстрирует достижения в какой-то области, остальные нагрузки лучше выбирать скорее для общего развития, а не намечать рубиконы, для преодоления которых потребуется много сил. Секция поближе к дому, нечастые занятия и педагог, понимающий и принимающий ваши задачи, — оптимальный выход из положения.

Казнить нельзя помиловать!
“Престижные педагоги”, “пройденный жесткий конкурсный отбор”, “хороший вариант по финансам”, “близко к дому” — сколько веских аргументов за то, чтобы занимать ребенка нелюбимым делом в неподходящем месте! И как много бывает “против”: не годится методика обучения для конкретного Пети, учитель настроен на результат, а вы — на “сам процесс”, неподходящий коллектив, в котором ребенок чувствует себя неуютно, наконец, надоело видеть, как в Пете просыпается волк при одном виде скрипки или бойцовской формы... Но как же трудно решиться отряхнуться родителям от их амбиций и представлений! Недавно я прошла все этапы настоящей психологической “ломки” (шок, агрессия, депрессия, приятие): как трезвомыслящему человеку мне очевидна бессмысленность продолжения занятий на фортепиано дочки. Но как маме, много и с удовольствием музицирующей, мне пришлось нелегко. Победила логика: если при уменьшении нагрузок шансы привить детке вкус к музыке остаются, то в случае интенсивного продолжения учебы — исчезают навсегда. Одно дело, когда ребенок просто устал именно сегодня, или не в настроении заниматься, или же увлекся интересным делом и не желает его бросать сейчас — тогда его реплики вроде “надоели эти ваши курсы!” не так страшны. Другое дело, когда каждое занятие — каторга, а выполнение домашних заданий — экзекуция...
Прежде чем принимать решение прекращать занятия или переходить в другую школу, нужно исследовать проблему. Например, в случае конфликта с учителем или сложностей в коллективе выяснить, в чем дело и, если ситуация позволяет, все же попытаться наладить отношения. Но уж когда “приговор” обжалованию не подлежит — обязательно поговорите с ребенком о причинах вашего решения. Изменилась финансовая ситуация в семье, и вы не можете оплачивать дорогостоящие занятия, или педагог, авторитет которого при ребенке не оспаривался, не подходит и найдена альтернатива, пришла пора попробовать что-то новое, более перспективное и нужно пожертвовать чем-то “старым” и привычным, но безрезультатным... Да мало ли бывает таких житейских “если”! Подумайте, как не допустить горький осадок в душе ребенка. Вам тоже нелегко — зато есть что предложить любимому Шевченко-Ньютону-Плисецкой взамен: получить новый опыт и знания, найти новых друзей или же просто выспаться как следует! А еще при всех нынешних возможностях развития гармонии в отдельно взятом человечке при помощи школ, секций и кружков помните и о собственном семейном круге. Совместные прогулки с мамой, обучение фотоделу с отцом, привлечение дедушки к английским диалогам, длинные походы на море и обратно с обсуждением тренировки или урока... Родители, не будьте потребителями! Подключайтесь, господа, подключайтесь.
Дочка, дай маме гитару — давай-ка просто песни попоем. Папа, закрой уши, соседи — трепещите, что выбираешь, дорогая, опять “Салют, Вера?” Ну что ж, воистину салют!

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога, гештальт-терапевта, старшего преподавателя Одесского национального политехнического университета Ирину САНАК.

Поделись с подружками :