Компьютерная мания - ребенок без внимания! Чем заменить детскую интернет-зависимость.

Поделись с подружками :
Компьютеры — вредная игрушка. Мы, родители, единодушны в осуждении машинных страстей и предпочли бы увидеть Карлсона в качестве товарища по играм. Тот хоть и живет на крыше, но ее не сносит в отличие от безбашенного виртуала! Однако иные миры — прочная реальность наших дней и наших детей, и мы, поворчав для проформы, обустраиваем чадам компьютерную среду обитания. Вот только на каких условиях и с каким результатом?
Злоба дня с проводами
Подругу надо выручать, а возможно — и спасать. “В доме от трупов не продохнуть, скоро спотыкаться начну... А какие вопли раздаются! И попробуй убери эту дрянь”, — содрогается она. А ведь дело начиналось со школьных рефератов, информацию для которых так удобно искать в Интернете! Богатые возможности цифрового монстра теперь раскрываются во всей красе: игры, виртуальное общение, любимые сайты — вот сегодняшняя реальная угроза румяному детству. Однако уничтожать вражеский лагерь виртуальности родители не спешат. Недавно со знакомым мы со вкусом предали анафеме всех производителей компьютерных игр и создателей детских развлекательных сайтов, заодно сурово осудив бестолковый подростковый “флуд” как в “он-”, так и в “офлайне”. В жуткой Америке уже развиваются социальные сети для детей. Скоро и до нас дойдет — вон уже сколько школяров превратились в электронных “контактеров”... Причем они еще толком русский язык не выучили, а уже изъясняются на искореженном “падонковском”! А уж приобщить к чтению книг и организовать выгул ребенка на природе — стахановский подвиг для родителей. В общем, потолковали, потоковали... Пришла домой — тут же получаю свежее электронное письмо от собеседника-инквизитора: “А вот лови — классная игрушка, твоей малой понравится, там все сказочное, достаточно несложное и отлично тренирует ориентацию!” Действительно, я жаловалась, что у дочки до сих пор заминки при определении “лево-право”. А вскоре этот же товарищ советовался с моим мужем-программистом о подарке сыну к началу учебного года — покупке игровой приставки. Правда, сошлись на приобретении ноутбука — все-таки пользы может быть больше. Опять-таки — рефераты... “Сейчас все дети этим увлечены, компьютерная эпоха наступила, хотим мы этого или нет. Представь, это все равно что в железный век пользоваться каменными орудиями труда — и неэффективно, и соплеменники засмеют”, — говорит товарищ. Действительно, осваивать кнопки дети начинают едва ли не с горшка, и любимая игрушка — не поддельный Телепузик-Чебурашка, а настоящий пульт от телевизора. “А теперь, мама, надо зайти в “Браузер сети”, — наша восьмилетняя дочь уверенно лавирует в лабиринте папок на пути к сокровищам — фильмам о “Моих любимых зверюшках”. Ах, какой отсталой я себя при этом чувствую и терпеливо объясняю собственной маме премудрости отправления эсэмэсок. Надеюсь, моя кровиночка будет так же терпеливо объяснять мне через несколько десятков лет, как вызвать голограмму на дом...
Мне мерещатся призраки будущего из книжек фантаста Рэя Бредбери, и уже сегодня не очень нравится идея использования компьютера, интерактивной доски и электронных книг в школе. Развитые нынче ребятишки! Но порой элементарных вещей не умеют, не знают и не хотят знать: все заполонили умные машины, придуманные кем-то действительно умным для пассивных интерактивных потребителей. В “виртуале” у них, как уверяют сторонники прогресса, развиваются лидерские качества, воля к победе, логика, координация, память, воображение, коммуникативные, командные навыки (“База, я “Лютик”! Куда прешь, балда, — там ловушка! Давай по плану...”) А “в реале” они просто сидят — бледные, нервные и такие двинутые-продвинутые пользователи от двух до пятнадцати... Надо что-то делать!

Комментарий психолога
Спор о пользе и вреде компьютера смысла не имеет: все зависит от дозировки и общего подхода родителей к воспитанию. Если ребенок бесконтрольно развлекается в компьютере, то это уже проблема. Наряду с тратой времени признается и некоторая польза чудо-машины: “Наша Кристина меняется виртуальной кукольной одеждой — научилась сопоставлять цены. Теперь может прикинуть, на какую булочку ей хватает карманных денег в школе”, — говорит одна мама. Денис наконец освоил русскую грамматику — просто печатал анекдоты в качестве тренинга. Одну смешинку в день — несложно и интересно, теперь буквы в словах не пропускает. А еще нашим детям всегда есть о чем поговорить с реальными сверстниками! “Ух, как я его в третьем раунде...”, “А чем ты кормишь своих виртуальных питомцев, чтобы они были фиолетовыми в крапинку?”, “Смотрели свежий трейлер со съемок “Хоббита”?”
Но ведь развлечение может быть более полезным, и об этом родители зачастую либо забывают, либо не желают или не могут учитывать.
Чтобы компьютер был инструментом, средством, орудием труда, нужно тратить свое время на этот самый труд! “Взял бы и занялся чем-то полезным”, — ворчит отец, прекрасно понимая, что ребенок не будет ставить себе задачу и самостоятельно ее решать. Подавать идею и предоставлять помощь в ее реализации должен взрослый. Можно рисовать мультики на компьютере и их озвучивать, вместе создавать открытки и видеоролики, рисовать картины и лепить коллажи, моделировать одежду, обустраивать виртуальные альбомы и слайд-шоу и даже вести собственный блог... в любом возрасте! Прекрасный пример одного семейства: мама и папа уговорили детей, что просто печатать компьютерным шрифтом заметки и тянуть готовые фотки и ролики — не оригинально. Теперь младший и старшая пишут реплики от руки, немного рисуют (все сканируется), размещают фото собственного производства (с подписями, которые придумывают вместе) и собирают восторженные отзывы в социальных сетях. Фотопейзажи “тридевяти земель” и седьмого неба прилагаются: на воскресной прогулке снимали облака необычной формы. Раньше собирали марки — сегодня ведем блог или страничку на интересующую тему. Неплохо почувствовать себя докой в какой-то области! Ну а если у родителей отчаянно нет времени и возможности плотно заниматься совместным компьютерным творчеством и образованием, — нужно не пускать дело на самотек. Создайте новую учетную запись пользователя, разделив компьютерный мир одной машины на подпространства, чтобы потом не было мучительно больно за потерянные бухгалтерские файлы и коллекцию ссылок и адресов (не можете справиться сами — позовите специалиста). Если нужно, заведите ребенку свой “почтовый ящик”, все объясните, и пусть он пишет письма друзьям. Уделяйте больше внимания своему чаду, выбирайте игры (не бойни) и тематические ресурсы, которыми пользуется ребенок, поставьте ограничения на посещение сайтов, чтобы не было “цепной реакции” хождения по всея Сети, подберите полезные, но увлекательные порталы, где можно чему-то научиться, и контролируйте время, проводимое им с компьютером.

Наказание ребенка лишением компьютерной свободы к хорошему не приведет

Взять — и отменить!
“Поставили условие: за компьютер садиться, только когда сделаны уроки! Увы — задания делаются наспех, лишь бы отцепились, и — за любимую игрушку!” — под словами родителей десятилетнего Стаса впору петицию собирать, и подписей будет побольше, чем в иных предвыборных списках! Не секрет, что компьютерная жизнь затягивает не на шутку: давно уже зависимые от Интернета родители предпочитают общаться с виртуальными знакомыми в ущерб реальным прогулкам под луной и встречам с друзьями. Мы, люди с устойчивой психикой, вроде бы еще можем себя контролировать, понимая цену истинным отношениям и разделяя настоящие образы и их подобия. Мы не перевоплощаемся в суперменов и далеки от мысли сигануть с крыши, монстры не снятся по ночам, и если на кухне не убрано — блог с кулинарными рецептами может подождать. У детей все серьезнее: наряды куклам берутся из воздуха и “модный прикид” комплектуется на раз. А что, разве есть проблемы? Деньги ведь можно “заработать” легким движением руки с компьютерной “мышью”! Прошел уровень лабиринтов в игре — ты уже крутой, хотя на самом деле еще не научился переходить дорогу и никак не можешь сдать норматив по прыжкам на физкультуре... Детские эмоции ярче, восприятие — наивнее, а привязанность — сильнее. Развитие абстрактного мышления может обернуться потерей ориентиров, и если реальность не совпадает с виртуальными возможностями — ну ее, эту реальность! Кстати, психологи обращают внимание, что в случае обучающих программ контраст между “виртуальными” и реальными возможностями должен быть не слишком разительным... Иначе дети свернут на кривую дорожку пути наименьшего сопротивления! Я прекрасно помню, какую безнадегу у меня вызывали школьные задачки по математике — ах, какой тупицей я себя ощущала! Но тогда альтернативы не было: чтобы почувствовать себя “на коне”, надо было хорошо учиться и грызть гранит учебника. Теперь свое ощущение “неполноценности” в какой-либо области можно компенсировать несложными виртуальными успехами. Тихоня Вика, которая боится отвечать у доски и неуютно чувствует себя в коллективе, “зафрендила” сто друзей на страничке, вот это жизнь! Ей тяжело позвонить однокласснице, уточнить домашнее задание, что уж говорить о совместных прогулках и походах, однако сколько отзывов она получила сегодня через Интернет! Кстати, там Виктория — годом старше, ногами длиннее, и вообще на странице живет полной жизнью ее второе “я”, весьма далекое от действительности.

Комментарий психолога
Внезапно изгоняя компьютерного дьявола из детской, вы лишь приводите в отчаяние своего ребенка, вызывая негативные эмоции и последствия. Будет ли он с таким настроением лучше учиться в школе? Вряд ли, еще и попытается утолять “компьютерный голод” на стороне — напрашиваться в гости к одноклассникам или врать о своих походах в интернет-клуб. Запретный плод все так же сладок!
Разбираться в причинах ухода в виртуальные миры собственного ребенка порой времени и желания не хватает. Ведь компьютер — лишь индикатор каких-то проблем: либо между мамой-папой неладно, либо есть проблемы у самого ребенка. Трудности в общении со сверстниками, неприятие в коллективе, соответствующее окружение с интересами лишь к компьютерным играм... А может, ваше чадо пытается обратить на себя внимание, зная, что посиделки за монитором спровоцируют “взрыв”, или же ребенок пытается доказать, что он чего-то стоит, будучи неуспешным в более серьезном деле? Загляните чуть глубже виртуальной реальности в собственную жизнь. И будьте честными: если вас, в принципе, устраивает, что ребенок не мешает, играется себе, но порой просто “попадается под горячую руку” в моменты эпизодического подписания дневника — компьютер ли виноват? Отсутствие интересов у ребенка также на вашем счету: даже если прочные-порочные связи с компьютером уже сложились, попытайтесь переиграть ситуацию. Но для этого требуется ваше время и ваше стойкое желание. Лишая ребенка компьютера, предлагайте, ищите интересные занятия, таким образом обеспечивая и круг общения по другим интересам. Если боец по-настоящему увлечется карате и тренировками,? ну не будет он пялиться в монитор! Игры и посиделки в Интернете он, конечно, не забросит, но зацикливаться на “виртуалке” уже не станет. Да и связи с реальностью не потеряет — вы ведь беседуете о семейном бюджете, вместе совершаете покупки, определяете границы ответственности ребенка, будь то забота о домашнем питомце, помощь бабушкам или банальная уборка... Те же книги, музыка и фильмы — тоже ведь уход от реальности, вам же не приходит в голову от всего этого отказываться? Главное — понимать, что внезапные ваши атаки и наказание ребенка лишением компьютерной свободы к хорошему не приведут, особенно если сами при этом “зависаете” в Интернете...

Позаботьтесь о здоровье ребенка
Раз уж от компьютера никуда не деться, стоит обустроиться получше. Настроенный по цветовой гамме и яркости ЖК-монитор оптимального размера, удобный стул, правильное освещение и ограничение времени, проводимого за компьютером, в соответствии с возрастом. Рекомендации таковы: 1–2-й класс — 10 минут непрерывного сидения за монитором, а общее время в неделю — не более 45 минут. Соответственно, 3–5-й классы — 15 минут единоразово, суммарно — не более 2 часов в неделю, 6–7-й классы — 20 минут и 2,5 часа, 8–10-й классы — 30 минут и 7 часов за 7 дней. Конечно, приведенные нормы Минздрава Украины — драконовские, хотя они основываются на строгих показателях. Во-первых, опасность для зрения: глазные мышцы находятся в напряжении, длительно фокусируясь на близком предмете, плюс мельтешение объектов, яркие краски... Во-вторых — внимание осанке, также под ударом сердечно-сосудистая система. Да и психика работает в стрессовом режиме: победа или поражение? Сколько комментариев на страничке? Почему не получается картинка — ах, исчез результат труда! В целом, самые опасные для детской психики — “стрелялки”. В помощь здоровью компьютерного гения — ежедневные влажные уборки в комнате (помещении без ковров, но с кактусом!), а также умывания холодной водой после работы на компьютере. Стоит познакомиться с вопросом подробнее, и, может, даже обзавестись программой, регулирующей расписание занятий на компьютере. Вы — не злые родители: “оно само” выключится, когда пройдет 30 минут, и никакие “ну еще чуть-чуть!” не помогут.

Замените компьютер интересными занятиями для ребенка

...и о его безопасности
Настя никак не могла понять, из-за чего столько шума: подумаешь, заполнила анкету для регистрации на сайте с “игрушками”, ведь она большая девочка и знает свое имя, адрес и телефон! Уважаемые родители, с малых лет объясняйте детям важность неразглашения частной информации и недопустимость реальных встреч с компьютерными знакомыми. В кадр ваших фото не должны попадать характерные домашние интерьеры, а в сообщения таким милым друзьям, которых вы и в глаза не видели, — сведения о передвижениях, образе жизни, частых посещениях тех или иных мест. Увы, еще на слуху история похищения (к счастью, благополучного возвращения) двадцатилетнего сына компьютерного гения Касперского, когда была использована информация из личного блога парня. Вообще, существует масса способов обезопасить ребенка в Сети — инструкции, разработки и программы имеются в Центре Безопасности Windows, есть Справочник по детской безопасности в Интернете, разработанный компанией Google, также проект по безопасности в Интернете ведет и один из отечественных “монстров” мобильной связи. В Сети масса предложений по фильтрам, рекомендаций по настройкам компьютера и созданию “черных и белых” списков сайтов для детей. Да и просто постоянно интересуйтесь, как именно проводит время за компьютером ваш ребенок. Может, не стоит устанавливать его в детской комнате? Вырастет — сам перетащит.

Папа Билл-Билл...
Несколько лет назад сам Билл Гейтс столкнулся с проблемой компьютерной зависимости у собственного чада. Десятилетняя Дженни увлеклась гуманным проектом — игра Viva Pinata учит беречь природу, создавая биосферу на отдельном острове и “ухаживая” за ней. В итоге дочка Гейтса “уходила” из реальности ежедневно на 2–3 часа. Никакой Минздрав такое не одобрит, и папа тоже принял жесткие меры, благо собственный Windows Vista позволяет контролировать посещаемые детьми сайты и их онлайн-переписку. Время за компьютером также было сурово ограничено: кроме выполнения домашних заданий, не более 45 минут в будни и один час в выходной день! Виртуальная биосфера, конечно, не выжила. Зато ребенок здоров, а новость облетела весь мир и ненавязчиво прорекламировала возможности операционной системы.

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога, гештальт-терапевта, старшего преподавателя Одесского национального политехнического университета Ирину САНАК.

Поделись с подружками :