Летом по предметам - как устроить детям умные каникулы

Поделись с подружками :
Летом идет борьба между желанием предоставить ребенку полноценный отдых и при этом догнать, а то и перегнать программные требования школы в свободное от нее время. Мы, родители, ну просто как ослы буридановы — в преддверии каникул топчемся между двумя стогами.
План на лето — то иль это?
Бабушки, мамушки и нянюшки сплотились и выступают единым фронтом: “Не лишайте ребенка детства! Каникулы — для того, чтобы восстановить силы, окрепнуть, отдохнуть...” Ах, как свежи наши собственные воспоминания, когда кроме “списка рекомендованной литературы” летом — никаких забот! Погонять во дворе со сверстниками, отправиться в лагерь, поехать к бабушкам, в другой город — в Одессу или Крым на море... Книжки просматривались и закидывались на полку, а штудирование этюдов Черни оставлялось на последние летние деньки. Ну а главное было, переступив порог школы в начале учебного года, написать традиционно чудесное сочинение “Как я провел лето”. Замечательно! Жаль только, что мама выкинула мною собственноручно добытые ракушки-мидии... И с красотой как-то не сложилось. Все сентябрьские фото со следами лета боевого: коленки с ссадинами, зеленка. Отдых удался!
Теперь уже мы беспокоимся о летнем отдыхе наших детей — заранее, с обменом мнений, индивидуальным планом и картами решительного “блицкрига”. Младшие дети должны к осени бегло разделять животных на домашних и “бездомных, то есть диких”, как выразился юный гражданин мира. Отличать формы предметов и считать пальцы рук и ног в любом порядке. А в школе “нагружать все больше нас стали почему-то”... Так что мы уже весной узнаем цены на путевки в летние лагеря, выбираем время, место и... нагрузку. Просто так вливаться в коллектив “за эти деньги” или потратить больше, чтобы освоить английский “методом погружения”, приобщиться к программе “Юный эрудит”, повоевать на математическом фронте и повысить лингвистические показатели? Можно отправиться в лагерь с мастер-классами известного педагога танцев, взять палитру для пленэров в художественном лагере и, разумеется, укрепить умение садиться на шпагат на сборах родной спортивной школы. Когда сочетается приятное с полезным, новые высоты физкультурные и научные покоряются легче: дети включаются в соревнование и делают успехи. Я, кстати, не против: вместе весело шагать, да за лагерь все равно немалую внести сумму придется. Так почему бы не “погрузить” детку на корабль разумного отдыха? Самое время прозвучать победным фанфарам: родителей избавляют от головной боли “чем детей еще занять”, а отпрысков развивают умеючи да играючи. Но на трех неделях “в языковой среде с носителями” летнее обучение не заканчивается, ведь с современной системой образования не поиграешь! Программы действительно насыщенны, и в различных школах не упускают возможности нагрузить недоучек в каникулы. Есть средние школы с ответственными педагогами, радеющими за успеваемость класса, есть гимназии, куда попадают по конкурсу, есть школы с углубленным изучением предметов, которые пригодятся для поступления на некое отделение Гарварда... В итоге списки рекомендованной литературы увеличиваются, обрастая сочинениями по каждому прочитанному рассказу, дополнительными заданиями, справочниками, учебниками, решебниками, а порой — репетиторами-волшебниками.

Решить нельзя помиловать....
“Страница упражнений в день, всего 40 страниц, это вполне посильно” — считает учитель, расписывая индивидуальный план растерянному пятикласснику-“восьмерочнику”. “Вы же сами видите, что Мише пока нелегко дается чтение, а в следующем году очень сложная программа... У нас просто не будет времени уделять внимание этому вопросу, но если сейчас плавно распределить нагрузку на все лето — понемногу, дав сначала отдохнуть...” Ах, классная руководительница сынишки наших знакомых вовсе не настаивает! Она только рекомендует, и, вообще-то, можно ничего не делать, “если вас, конечно, не интересует результат”, как говорил Жванецкий. Но ведь в наши дни результат интересует! Мы прекрасно знаем, какие нынче требования и что означает ребенку прослыть неуспевающим: он зарабатывает “заниженную самооценку и теряет стимул и интерес к учебе”, — со слов психологов. Подобное имело место и в былые времена. Четко помню, как все лето я “парилась” над курсом английского с польских пластинок. Ну очень надо было “спикать инглиш”, чтобы не ударить “фейсом об тейбл” перед одноклассниками. Папа нагрузку регулировал — всего 25 минут в день. Сладкоголосые дикторы говорили очень членораздельно, а сопровождающая книжка была ясной, как дважды два. И все равно “осадочек остался”.
Это было полностью английское лето, к концу которого тетку с пластинки я бы лично придушила — за произношение артикля “the”. А в прошлом году я, журналист со стажем, решительно отказалась от написания фабул для комплекта сочинений на различные темы, заданные детям знакомых. Их было очень много. Нам и самим хватало выполнения заданий в учебнике “Умные каникулы”. Услышав пресловутое “всего 25 минут в день”, я вздрогнула... А дочка с ее подружкой решили сделать все за месяц и дальше беспечно отдыхать. Это соперничество хоть как-то помогало в уговорах заняться нехитрым делом заполнения яркой книжки: “обязаловка” чувствовалась, дух протеста нарастал, и каждое занятие требовало с нашей стороны изобретения нового маневра. Дети подруги, будучи на отдыхе у моря, после обеда писали упражнения на украинском. Мы — звери? Посидели бы наши бабушки за партой, когда во втором классе надо решать уравнения, и почитали бы тематические форумы. Сообщения о летнем отдыхе ребятни напоминают сводки с фронта: “Весь июль Лена занималась с репетитором по русскому и математике — слабо усваивает материал, бились с ней весь 3-й класс, надеемся, что в 4-м будет легче. Еще купили диски с несколькими иностранными языками, нужно выбрать второй вдобавок к английскому. Пока лучше всего идет итальянский — наверное, его и будем учить в новом году”. На вопрос форумчан, не слишком ли велика нагрузка, мама парирует: час в день с репетитором, по вечерам — иностранный в игровой форме за компьютером, разве это много, когда целый день свободен? Август планируют отдыхать, устроив неделю “мозгового штурма” перед школой.
Другая ветка диалога: “Нам надо постоянно хотя бы немного заниматься, чтобы поддерживать мозги “в форме”, а то Кирилл забывает все, что выучил. Решаем по задаче в день и десять примеров. Еще пишем диктанты...” Ник “Мама-Реклама” им в ответ: “А может, и вам в отпуске бухгалтерские отчеты просматривать — они тоже ведь быстро забываются?”
Наряду с обязательными заданиями, наверстыванием упущенного и заполнением пропущенного многие стремятся поработать и над будущими успехами: “Купили учебник и решебник следующего года, в прошлом году так сделали — и не пожалели”. Уважительно кивая родственнице, поражаюсь ее мужеству: не уверена, что все дети безропотно соглашаются не отвлекаться от школы, учиться по программе наперед... А еще я знаю немало родителей, которые летом приобщают ребенка к чему-то новому или же занимаются делами, на которые в учебном году просто не было времени. У одних сын начал ходить на карате для того, чтобы в свободном режиме попробовать свои силы и узнать, какова будет нагрузка, грядут ли успехи, и стоит ли им всерьез нагружать ребенка и в учебном году. У других парень выбрал компьютерные курсы: два месяца на освоение Photoshop — ну очень хочет рисовать “солнечный круг” в цифровом виде! И отправиться в спортивный лагерь согласился только на этом условии. “В целом лето должно получиться гармоничным”, — считают родители, у которых нет возможности отправить сына к тетке... Что ж, в этом сегменте “новоделов” будем фигурировать и мы: на лето отложен визит к стоматологу и логопеду, возможно, и на пляже начнем выговаривать “Скоросшиватель скоро шил, совсем учиться не спешил”. С английским тоже надо бы попрактиковаться... В общем, летом во дворе голубей гонять нынешний ребенок вряд ли будет.

Переключаясь на другой вид деятельности, мозг продолжает переваривать и усваивать информацию

Комментарий психолога
Каждый “лагерь” по-своему прав и, в конце концов, родители знают собственное чадо и не пойдут ему совсем наперекор, нагружая без меры тем, что вызывает протест. Отдых ребенку необходим, но и шансы узнать что-то новое или “подтянуть” какие-то проблемные участки упускать не хочется. Нынешних мамаш и папаш волнует успешность их детей. Педагоги и психологи рекомендуют сменить обстановку, будь то поездка на курорт или в детский летний лагерь, в целом больше бывать на открытом воздухе и использовать дары лета — солнце, природу, фрукты — на все сто. Не забывать об общении и приобщении к коллективу, ведь и школьные летние лагеря тоже неплохой вариант. И уж если устраивать “мозговой штурм”, то не в режиме подготовки к экзаменам, с перерывами на компьютерные игры. И так как “лучший отдых — смена рода деятельности”, физические нагрузки обязательны. Это тоже развитие, в том числе и умственных способностей. Один из крупнейших математиков мира академик В. Арнольд указывал на эту зависимость и своим примером ее демонстрировал: бегал, плавал, ходил на лыжах, и если задача не получается — бегом марш 10–20 километров. Так что если ребенок просто гоняет полдня, считайте, что полдела сделано. Вторая половина подтянется: переключаясь на другой вид деятельности (физическую активность), мозг продолжает переваривать и усваивать информацию.
Если вы, терпеливые родители, приобщаете ребенка к небольшим учебным нагрузкам по собственной инициативе, — старайтесь менять форму обучения и разнообразить содержание так, чтобы заинтересовать и даже заинтриговать его. Если это учебник и решебник, отдавайте предпочтение ярким, новым, современным изданиям с упражнениями, интересно поданными. Выбор велик: можно купить не слишком сложные задания в тестовой форме, которые легко заполняются хоть в лесу, хоть на пляже. Различные сборники ребусов-кроссвордов, познавательные журналы с заданиями также не дадут мозгу “погрузиться в спячку”. Заметьте, энциклопедии “на выезде” лежат мертвым грузом, взамен “используй то, что под рукой”, даже если смекалка не дотягивает до способностей Филеаса Фога из книги Жюля Верна. Считаем звезды, играем в слова и “города”, устно тренируемся решать примеры, удобна и “самостирающаяся” доска небольшого формата. Провел от края до края — ошибка растаяла без следа. У писателя Григория Остера есть сборник “прикольных” задач, да вы и сами можете их придумывать.
Юмор привлекает и выручает всегда. Выдумка и игровые моменты порой попросту спасают. Что лучше: писать диктанты из брошюрки с описаниями природы или составлять веселые письма с рисунками? Девочки пишут о похождениях котика Мурчика, мальчики — о приключениях робота Железякина на даче.
Что касается обязательных заданий и плановых занятий каким-либо предметом летом, стоит идти от малого к нормальному режиму. Первый месяц отдыхаем, спим подольше, отправляемся в летний лагерь, отвлекаемся и развлекаемся после насыщенного трудового года. Немного расслабиться в июне вполне позволительно, однако не надо исключать занятия совершенно. “Включаться” потом так неохота ни взрослым, ни детям. Дальше приобщаемся к чтению, и уже в чуть более плотном режиме выполняем задания, чтобы не получилось, как в басне: “лето красное пропела, оглянуться не успела”... И свалилось двадцать сочинений и задач на последнюю декаду лета. А насчет чрезмерности нагрузок и заданий на каникулы в нынешних школах — что ж, в гимназии, лицее или у строгого учителя их действительно будет больше. Однако вы справлялись весь год и выбрали именно эту школу или педагога? Что ж, потрудитесь, по максимуму обеспечив и летние блага. Уж если математические примеры и английский необходимы — уравновешивайте занятия активными развлечениями на природе. Важный момент: если вы считаете летние задания непосильными или же вы в силу собственного расписания не успеете со всем справиться — поговорите с педагогом, выработав некий приемлемый вариант и составив примерный план. Громко возмущаться позицией школы — абсолютное табу. Ну а в целом даже переживая за успехи сына или дочери в учебе, не рассматривайте лето как некий “трудовой резерв” и массу свободного времени, которое необходимо заполнить от края до края тренировками ради тренировок.

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога, гештальт-терапевта, старшего преподавателя Одесского национального политехнического университета Ирину Санак.
Поделись с подружками :