В вихре танца

Поделись с подружками :
Не­ко­г­да та­нец был эро­ти­кой, те­перь стал гим­на­сти­кой”, — ска­за­ла од­на­ж­ды италь­ян­ская ак­т­ри­са Сид­ни Ро­м. А ан­г­лий­ский врач Хэ­в­лок Эл­лис, ав­тор се­ми­том­ной эн­ци­к­ло­пе­дии “Исс­ле­до­ва­ния по пси­хо­ло­гии по­ла”, оп­ре­де­лял его как вир­ту­оз­ное раз­ви­тие се­к­су­аль­но­го им­пуль­са.
И не случайно: с незапамятных времен люди использовали танец для выражения чувств и эмоций посредством движений. Менялись мода и общественное мнение, но самые “красноречивые” танцевальные стили прошли испытание временем.

“Злой” вальс
Хотя он был принят высшим светом еще в конце XVIII столетия, даже полвека спустя многие расценивали его как угрозу нравственности и морали. “Когда мы смотрим на нашу сестру или жену, за которую ухватился странный человек, страстно обнимает ее и без малейшего стеснения ведет вокруг зала, — мы едва можем сдержать ужас, который охватывает при виде этого злого танца”, — писал корреспондент английского журнала Belgravia в 1866 году. А ведь журналист просто выразил мнение большинства, для которого такое поведение считалось неприличным. Откуда пришла в благопристойное общество эта “напасть”, никто точно не знал. Предполагали, что родоначальником вальса был итальянский народный танец вольта или австрийский лендлер. Признанные мастера того времени тоже встретили новомодное увлечение в штыки, расценив вальс как угрозу профессии. Ведь основные его позиции, шаги и движения, в отличие от сложных па менуэта и мазурки, можно было освоить в относительно короткий срок. Вероятно, своей легкостью он и вскружил головы любителям танцев: недаром слово “вальс”, как предполагают, произошло от старонемецкого walzen — кружиться, вертеться, скользить. Этот танец вдохновил композиторов Фредерика Шопена, Ференца Листа, Петра Чайковского, Иоганна Штрауса-сына, получившего титул “Король вальса”.
Существует множество его разновидностей, но самые распространенные это:
венский — быстрый, стремительный, изящный, легкий;
медленный (вальс-бостон или английский) — элегантный, сдержанный, требующий хорошей техники;
танго-вальс (аргентинский) — комбинированный жанр, сочетающий элементы танго и вальса;
фигурный — характеризуется выполнением строгих фигур (элементов).

Танго... под звук барабана
Говорят, слово “танго” имеет африканское происхождение и обозначает “танец под звук барабана”. А еще, что африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс слились воедино в этом танце тоски по покинутой родине, несчастной любви, страсти и одиночества. Потому что появилось оно в конце XIX века в кварталах Буэнос-Айреса, где обосновались эмигранты из многих стран мира. Изначально танго было танцем мужчин, своеобразной дуэлью из-за женщины. Лишь позже превратилось в тандем, в котором ведет партнер, а дама следует за ним. К слову, танго тоже нелегко получило признание, ведь против него ополчились Папа Пий Х, австрийский император, запретивший солдатам танцевать его в военной форме, и даже английская королева.

В царской России, а позже в СССР в двадцатых-тридцатых годах выходили указы, не позволявшие исполнять бесстыдный танец. Однако это лишь подогревало интерес: патефонные пластинки с “Кумпарситой”, “Брызгами шампанского”, “Утомленным солнцем”, мелодии Оскара Строка, песни Петра Лещенко и Александра Вертинского звучали отовсюду — тангоманию было не остановить. А после открытия в Нью-Йорке шоу Forever Tango в 1983 году начался новый этап: люди повсеместно стали посещать уроки этого танца.

Стили танго: аргентинское и уругвайское (известно как rioplatense), бальное, финское.

Лисий шаг фокстрота
Предполагают, что название произошло от английского foxtrot, что переводится как “лисья рысь”. Но истинные ценители не сомневаются: он возник благодаря стараниям американского актера Гарри Фокса, который в 1914-м придумал его, чтобы привлекать зрителей, выступая в промежутках между фильмами в одном из кинотеатров, и получил название от его имени. Вскоре одно из самых влиятельных изданий о кинематографе Variety Magazine сообщило читателям: “Дебют одинокой звезды Гарри Фокса имеет несомненный успех”. С этого все и началось. И хотя первоначальный вариант фокстрота Фокса отличается от современного, танец быстро покорил публику — комбинация стремительных и неторопливых шагов создавала огромное количество вариаций и открывала массу возможностей для творчества. Со временем его ритм упал и “несущиеся” шаги были заменены “прогуливающимися”: так появились “медленный” (slowfox) и “быстрый” (quickstep) фокстрот.
Разновидности фокстрота: peabody, quickstep, foxtrot-roseland.

Чарльстон стер границы между танцем, который танцуют, и тем, на который смотрят

Чарльстон: большая провокация
После того как в 1923 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла Runnin’ Wild, где впервые прозвучала композиция The Charleston, в Америке началось танцевальное сумасшествие под названием “чарльстон”. Позже выяснилось, что свое имя он позаимствовал у города, расположенного в Южной Каролине. Исполнять его можно было с партнером или в одиночку. Некоторые дамы, опьяненные ритмом зажигательного танца, лихо отплясывали чарльстон парами или самостоятельно, бросая миру вызов своим новым стилем и демонстрируя независимость. Эти красавицы ввели моду на короткие стрижки и юбки, вызывающе курили через мундштук. В Америке и Европе, где танец стал популярен благодаря выступлению Жозефины Бейкер, закипела ночная жизнь: бесчисленные клубы и дансинги были переполнены — посетители весело отбивали модный ритм в модной одежде. Говорили, что он стер границы между танцем, который танцуют, и тем, на который смотрят. К 1925 году его признали все, хотя поначалу и называли провокационным и аморальным. Танец имеет несколько названий: линди чарльстон, савой чарльстон, чарльстон 30-х и 40-х, свингинг чарльстон.

2.jpgСтиль жизни — фламенко
“Любовь, страсть, ревность, одиночество, печаль — вечные чувства в момент их наивысшего напряжения — все можно выразить в фламенко”, — говорят поклонники этого стиля. Однако женщины, исполняющие фламенко, завораживают не только искусством сложных движений под надрывное пение в сопровождении гитары, но и нарядами: традиционное платье с воланами, испанская шаль, большой веер. Фламенко пришел из испанской Андалусии и стал “коллективным творчеством” арабской, еврейской и цыганской культур, подаривших миру невероятное слияние музыки, пения и танца. Его “золотым веком” считают XIX век и связывают с именем кантаора Сильверио Франконетти. Именно тогда танец начал играть большую роль в песенном исполнении фламенко, и песни стали различать по функциям: alante предназначалась только для слушания, а atras сопровождала танец, который отличает гордая осанка, выразительные движения рук и дробный перестук каблучков. Фламенко обычно танец сольный. Позже он оказал влияние на многие танцевальные стили: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба.

Румба, или Танец неразделенной любви
Ее называют душой латиноамериканской музыки, а возникновение связывают с традициями африканских негров, привезенных на Кубу в конце XIX века. Правда, современный вариант — чувственный, с наполненными любовью движениями и жестами — появился не сразу. В оригинале румба была чем-то вроде пантомимы, исполняемой в “быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных агрессивных действий мужчины и защитных со стороны женщины”. В Европе румба появилась благодаря английскому преподавателю танцев Пьеру Лавелю, возродившему истинную, “кубинскую” версию, после долгих споров официально признанную в 1955-м классикой всех латиноамериканских танцев.

Рок-н-ролл и его король
В пятидесятых годах прошлого века, когда rock and roll или rock’n’roll (“качайся и катись”) появился на мировой музыкальной арене, так называли смесь двух музыкальных стилей ритм-энд-блюза и хиллбили кантри. Днем рождения танцевального рок-н-ролла, как известно, считается 13 апреля 1954 года, когда американский певец и музыкант Билл Хейли записал знаменитую песню Rock Around The Clock. К концу 1950-х пластинки с музыкой в этом стиле стали одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии Соединенных Штатов Америки. Но бум начался позже и связан он с именем Элвиса Пресли, смело экспериментировавшего с кантри и блюзом. Его Heartbreak Hotel, который вышел в 1956 году, возглавил американские хит-парады. Элвис очаровывал одних и шокировал других: внешность “порочного красавчика” с набриолиненной челкой, в немыслимых по тем временам нарядах, пронизанная сексуальностью манера двигаться по сцене вызывали негодование у представителей старшего поколения. Потому некоторое время показывать будущего короля рок-н-ролла... ниже пояса на американском телевидении было официально запрещено. Однако это вовсе не помешало молодежи зажигать под любимую музыку.

Показывать будущего короля рок-н-ролла... ниже пояса на американском телевидении было запрещено

Суматоха хастла
Название hustle — “сутолока, толкотня” — отлично передает атмосферу конца 1970-х, когда музыка диско повсеместно правила бал. Есть мнение, что его прародителем стал латиноамериканский хастл, которому подарили жизнь уличные танцоры американского штата Флорида. По другой версии, в начале 1973 года на дискотеке The Grand Ballroom неизвестная женщина показала парный танец, сразу заинтересовавший присутствовавших там молодых людей: он был не только прост и романтичен, но и давал отличную возможность познакомиться с девушкой, благодаря чему быстро приобрел поклонников.
Latin hustle — самая старая разновидность этого танца;
street hustle возник в результате исполнения хастла в произвольной манере, не относящейся к какой-либо школе;
double hustle — партнер ведет двух или более партнерш;
swing hustle исполняется на четыре счета;
rope hustle — “веревочка” — ведение в нем происходит через ленты или цепочки;
N.Y.Hustle был особенно популярен в восьмидесятые годы ХХ века.

“Страстный поцелуй” ламбады
Зажигательный мелодичный танец возник в Бразилии, а в Европе оказался благодаря французскому продюсеру Оливье Ламоту: в конце 1980-х Оливье побывал на одном из тамошних карнавалов и решил во что бы то ни стало подарить ламбаду соотечественникам. Но сначала создал поп-группу Kaoma, состоявшую из темнокожих выходцев из Южной Америки, и записал песню Lambada. Стоит отметить, что слова и музыку он... позаимствовал у другой группы, выдвинувшей против него судебный иск. И хотя за откровенный плагиат пришлось выложить немалую сумму, игра стоила свеч: композиция стала невероятно популярна в обоих полушариях земли. Да и танец, объединивший в себе элементы форро, самбы, меренге и бразильского матчиш, конечно же, никого не оставил равнодушным: его отплясывали на дискотеках и вечеринках, подростки обучали друг друга прямо на переменах. А полиция нравов в лице суровых педагогов и родителей называла вульгарным, упрекая младшее поколение в распущенности. Кстати, в одном из вариантов перевода название означает “страстный поцелуй”.

Если ваш партнер “слишком горячий” — это не повредит делу

Под пикантным соусом сальсы
“Сальса — это секс!” — утверждают почитатели танца и объединяются на профессиональных форумах, чтобы обсудить, где, с кем и когда... станцевать, а заодно прояснить любопытствующим, чем именно схожи эти два занятия. “Если ваш партнер “слишком горячий” — это не повредит делу”, — так звучит главный женский аргумент в ее пользу. “Фотографии, где вы танцуете сальсу, опубликованные в Интернете, не заставят вас краснеть”, — уточняют мужчины. Считается, что главным популяризатором сальсы, задавшей ритм для всей латиноамериканской музыки, стал “король мамбо” пуэрториканец Тито Пуэнте, позаимствовавший идею на Кубе. Саму ее называют гибридом пуэрториканских и латиноамериканских стилей, смешанных с поп-музыкой, джазом, роком и R&B. Не удивительно, что такой невероятный микс пришелся по вкусу многим, и теперь с удовольствием приправляющим этим пикантным соусом (испанское слово salsa в переводе означает “соус”) современные сальса-вечеринки.

Энергия макарены
“Доставь удовольствие своему телу, Макарена, Э-э-э, Макарена!” — с незатейливого текста о девушке с этим именем, звучавшего по-испански из радиоприемников, экранов телевизоров и динамиков магнитофонов, в 1996 году в мире началась макареномания. “Виновник эпидемии” — дуэт из Испании Los del Rio, сочинивший песенку, которую начали распевать повсеместно, сопровождая ее несложными движениями в такт. И конечно, мелодия имела все шансы стать официальным гимном Олимпиады, проходившей в июле того же года в Атланте. Страстные почитатели макарены уверяли, что ее девиз — жить здесь и сейчас, брать от жизни все, что она может дать, не думая о проблемах. Такая философия и принесла ей немыслимую популярность. У песни, как и у танца, со временем появилось множество вариаций — на любой вкус, умения и способности. Хотя бум вокруг новинки длился недолго, многие и сейчас узнают ее с первых тактов.

Роскошь Gangnam style
Вообще-то, gangnam style — это разговорное выражение в корейском языке, означающее роскошный образ жизни, которым известен Каннамгу — состоятельный и модный район Сеула. Но в современной поп-культуре у этого словосочетания иная миссия: в 2012-м клип Gangnam Style, с которым южнокорейский певец Psy ворвался в мировое видеопространство, в одночасье оказался на вершине популярности, хотя о его выходе 15 июля было известно лишь местным фанатам музыкального жанра к-pop. Но, как оказалось, именно они распространили информацию о песне посредством социальных сетей по всей планете — и понеслось! С тех пор ее напевают повсеместно, сопровождая нехитрый текст танцем со скрещенными впереди руками и основным движением, напоминающим движение наездника во время верховой езды. Gangnam style лихо отплясывают все поклонники этого танца.

Мир изменился до неузнаваемости, а любовь к импровизации не прошла

Жгучий коктейль Club dance
Клубные танцы — это смесь различных стилей, направлений и школ, среди которых — tecktonik, house, hip-hop, r’n’b, new style и другие, которые танцуют на вечеринках, дискотеках, в клубах. Событием номер один в их биографии считается “психоделическая революция” конца шестидесятых — начала семидесятых годов ХХ века, подтолкнувшая к появлению новой музыкально-танцевальной культуры. С тех пор мир изменился до неузнаваемости, а любовь к импровизации и самовыражению, универсальному умению танцевать всегда и везде — в элитном ночном клубе, на домашней вечеринке или дискотеке — не прошла.

Балет, или Жизнь на пуантах
Он появился в средние века, но в те времена балет сводился всего лишь к танцевальной сценке — эпизоду в музыкальном представлении или опере, и только со временем стал самостоятельным действом. “Чтобы сделать хороший балет, нужно любить красивых женщин. Балет — это женский мир, в котором мужчина — лишь почетный гость”, — уверял американский балетмейстер Джордж Баланчин. Однако в этом виде искусства отличилось немало мужчин — знаменитые Вацлав Нижинский, Серж Лифарь, Александр Годунов, Марис Лиепа, Михаил Барышников, Николай Цискаридзе. Но истинные королевы танца — дамы: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Марго Фонтейн, Галина Уланова, Майя Плисецкая.

Воспитание чувств
“Скажи мне, какой твой любимый танец, и я скажу, кто ты”, — говорят те, кто точно знает, что он способен не только радовать глаз и демонстрировать таланты, но и характеризовать исполнителя. Во всяком случае, так считают финские ученые, которые не так давно провели эксперимент и определили, что люди общительные и открытые активно передвигаются по танцполу, а их движения энергичны. Сдержанные и пассивные — предпочитают плавные стили. Впечатлительные и ранимые производят ритмические движения в вертикальном направлении, оставаясь на месте.

Исцеление танцем
“День прошел зря, если я не танцевал”, — утверждал философ Фридрих Ницше. Хотя в его времена еще не существовало такого понятия, как данс-терапия, истоки можно отыскать в глубокой древности — когда ее активно применяли по любому поводу! Например, при лечении недугов, перед началом охоты для поднятия боевого духа, чтобы настроиться на связь с высшими силами. Современные ученые определили, что любое переживание, как положительное, так и отрицательное, всегда выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Согласно существующей биоэнергетической теории, психические травмы человека мешают ему свободно выражать эмоции, потому что на поддержание этого мышечного зажима тратится немало энергии. С ним-то и борется танцевальная терапия, заставляя заболевшего “вытанцовывать” свои хвори. А заодно позволяет повысить самооценку — целебная сила искусства танца безгранична.

Фильмы, в которых танцуют все
“Песни, танцы, пластичность, естественность Лайзы Минелли невозможно описать — надо видеть, что значит актриса от Бога”, — восторженно отозвались критики о мюзикле “Кабаре”, взорвавшем публику в 1972-м.

События мюзикла “Вестсайдская история” (1961 г.), снятого по мотивам бессмертной истории о Ромео и Джульетте, разворачиваются на улицах Манхэттена. Благодаря ему актеры Натали Вуд, Ричард Беймер и Рита Морено стали голливудскими звездами первой величины, а сама картина получила премию “Оскар” по десяти номинациям.

В мюзикле “Бал” (1983 г.) не произносят ни слова, а лишь кружатся в танце и флиртуют, ревнуют, мирятся на фоне... европейской истории: фашисты, старые девы, хиппи проводят вечера в небольшом танцзале, а шум, доносящийся с улицы, только на мгновения отвлекает их от вечного танца бытия.

“Иногда всю жизнь можно выразить в танце, но порой он — и есть сама жизнь. Для героев “Кордебалета” оба этих понятия неразлучны”, — говорили о музыкальной драме, появившейся в прокате в канун 1985-го.

Мюзикл “Бриолин”, премьера которого состоялась в 1987 году, сразу был назван блестящим, а актеру Джону Траволте, исполнившему главную роль, принес титул неподражаемого исполнителя и номинацию на премию “Золотой глобус”.

Для мюзикла “Мулен Руж” (2001 г.) Николь Кидман научилась петь и танцевать канкан, а ее Сатин назвали лучшей ролью актрисы.

Ради ролей балерин в драме “Черный лебедь” (2010 г.) Натали Портман и Мила Кунис несколько месяцев брали уроки балета и хореографии.

“Словно околдованная сексуальными ритмами и ничем не сдерживаемыми движениями “грязных танцев” в стиле ритм-энд-блюз, Бэби становится ученицей-партнершей Джонни — и в танцах, и в любви”, — писали о героях Дженнифер Грей и Патрика Суэйзи в мелодраме “Грязные танцы” (1987 г.), в которой Патрик сыграл профессионального танцора.

“Дом — работа — дом... Это замкнутый круг, в котором живет большинство из нас. Рано или поздно приходит осознание: так продолжаться не может и надо что-то менять. Тело — ноет, душа плачет? Лучшее лекарство — танцы!” — говорили зрители, посмотревшие мелодраму “Давайте потанцуем” с Ричардом Гиром, Сьюзен Сарандон и Дженнифер Лопес, вышедшую в прокат в 2004-м.
Поделись с подружками :