Кто похвалит меня лучше всех или Как относиться к комплиментам

Поделись с подружками :
...Тот получит краснеющего визави, застенчиво прячущего лицо в ладонях. Вот только неясно, что делать с этим глупым чувством постоянно возникающей неловкости.
На днях мы с мужем пошли в торговый центр покупать “что-нибудь миленькое для отпуска”. Ходим, смотрим, крутим носом — как положено, и тут моя вторая половинка хватается за сарафанчик.
— Смотри, — говорит половинка, — какое платье! Не хочешь его?
— Я в него не влезу, — мрачно отвечаю, скользнув по сарафанчику ненавидящим взглядом.
— Но это же большой размер! — возмущается муж, за что немедленно получает по голове манекеном.
— Неправильный ответ, — говорю, — милый. Правильный ответ: “Почему это не влезешь, ты же не толстая!”
— Знаешь что? — половинка потерла ладошкой шишку. — Я тебя не понимаю! Я тебе вчера сказал: “Ты самая красивая”. А ты что ответила? “Ничего подобного, я толстая, а ты просто меня любишь”. А теперь дерешься манекенами...
Ну ладно, про манекен я приврала, но остальное именно так и было. И я вот думаю, что заставило меня брякнуть: “Все не так, ты просто меня любишь” в ответ на комплимент? Человек старался, слова подбирал, приятное хотел сделать, а я его — ба-бах — метафорическим манекеном по голове. Но ведь я не одна такая, верно? Сколько раз вы слышали подобные диалоги:
“Какая чудесная прическа!” — “Да ладно, как легло с утра, так и легло...”
“Ты отлично выглядишь!” — “Разве? Это просто освещение не очень”.
“Ого, ты сколько скинула? Килограммов пять?” — “Да о чем ты... Крой пиджака удачный”.
Кто виноват, что мы не умеем просто улыбнуться и сказать: “Спасибо”? Ну, или кивнуть царственно? (Это вообще сложно, нужны годы упорных тренировок.) А виноваты, как обычно...

Семья и школа
Нас учили быть скромными и не высовываться. Тебе еще рано быть красивой — сперва надо выучиться. Да, ты сообразительная, но не надо стоять перед классом и называться самой умной. Это неприлично. И вот так — день за днем. Конечно, мы боимся комплиментов — это же неприлично!
Кроме того, мало кто из нас комплиментами избалован. Почему-то считается, что если человека все время хвалить, у него на голове непременно вырастет корона (вытянув из организма железо и кальций, не иначе). А сам он зазнается и станет неприятным членом общества. Как это согласуется с идеей, что похвала — один из лучших мотиваторов, ума не приложу.

В результате получается вот такое нехитрое уравнение:
А (скромность украшает женщину) + Б (девочка редко слышит комплименты) = С (мы краснеем, отмахиваемся и говорим: “Что вы, что вы”).
И вместо того чтобы расслабиться и получить от комплимента удовольствие, у нас включаются защитные механизмы:
■ мы приуменьшаем собственные успехи (“Какая ерунда”, “Кто угодно бы справился”, “В этом нет моей заслуги”, “Мне просто повезло”);
■ начинаем судорожно перечислять свои недостатки (“Зато у меня ноги короткие”, “А в прошлый раз я завалила проект, удивительно, что меня вообще не уволили”);
■ или спешно ищем, за что похвалить человека, сказавшего нам комплимент, чтобы отвлечь от себя внимание.

Психология на марше
Специалисты выделяют четыре основные причины осторожного отношения к комплиментам. Я бы добавила еще две: мерзкий характер и ПМС, но меня психологи не спрашивали. Итак.
Низкая самооценка. Иногда мы в самом деле необъективно оцениваем качество своей работы, стройность ног и высоту морально-этических качеств. Часто это имеет мало общего с действительностью — просто кто-то в нашем прошлом отлично постарался. Или красавчик-одноклассник, который ушел к Наташке из 10-Б, потому что у нее нос не такой длинный. Или мама, привыкшая хвататься за голову, потому что угробила молодые годы на такое чудовище. Неважно. Важно то, что если теперь кто-то похвалит форму нашего носа, то мы воспримем это, в лучшем случае, как преувеличение, а в худшем — как оскорбление и издевательство.
Недоверие. Бывает, что мы признаем комплименты не как констатацию факта, а как побуждение к действию. Например, любимый говорит: “Ты отлично выглядишь”. А мы тут же вспоминаем, что пропустили эпиляцию, маникюр и случайно покушали после шести. И фразу любимого понимаем, как “Я бы хотел, чтобы ты выглядела лучше”. И диалог в результате выглядит приблизительно так:
Любимый: “Зайка, ты отлично выглядишь”.
Зайка: “Я с утра до ночи на работе, просила тебя прибить полку и купить помидоры, а ты смотрел футбол, а потом хоккей еще. Конечно, я не могу выглядеть, как Дженнифер Лопес в таких условиях!”
В итоге мы идем в ванную плакать, а любимый хватает ртом воздух, как выброшенная на берег рыба, и дает себе честное слово, что в следующей жизни ни за что не женится, лучше пусть ему отрубят голову и сварят в оливковом масле.
Социофобия. Страшная штука, между прочим, когда тщеславие проигрывает желанию забиться в ракушку с близкими людьми и не привлекать к себе лишнего внимания. А комплимент — это серьезное внимание. Местами даже вторжение в личное пространство. Очень странное чувство. С одной стороны — ну приятно же. А с другой — хочется залезть под диван и пищать: “Я в домике”.
Подозрительность. Тоже наследство негативного опыта. У мно­гих из нас комплименты, сказанные людьми, не входящими в близкий круг, вызывают озабоченное “А что ему от меня надо?” И искренние слова воспринимаются как гнусный подхалимаж и могут вызвать агрессию. Кстати, человек, которого мы вот так оскорбили в лучших чувствах, тоже немедленно начинает ненавидеть всех людей. И энтропия геометрически растет.

Препарирование
Порой, услышав в свой адрес какой-нибудь витиеватый комплимент, мы не радуемся, а начинаем думать: “А что он(а) имел(а) в виду?” Вот нам сказали, например: “Ты очень необычный человек”. А это похвала, вообще-то? Или что? Вот Ганнибал Лектер тоже вполне себе необычный человек — людей кушал. И Гитлер. Не кушал, но необычный. Или вот Леди Гага. Совсем необычная. С одной стороны — талантище, а с другой — ходит по Нью-Йорку в одном лифчике. “Может, — в ужасе думаем мы, — у меня лифчик просвечивается, и поэтому мне сказали, что я необычная?”
Ну вы поняли. Думать вредно. От “думать” одно беспокойство и ранние морщины.
Надо понимать, что каждый раз, когда мы отмахиваемся от комплиментов, желание окружающих говорить их неуклонно снижается. Люди в большинстве своем вовсе не так отвратительны, как кажутся на первый взгляд, и им доставляет радость радовать других. Но если они видят, что слова не достигли цели, то для чего им стараться? Их оттолкнули, и это обидно. Отмахивается от моих комплиментов? Ну и ладно, приберегу их для кого-то, кто оценит. Самый простой способ понять, как реагировать, — поставить себя на место собеседника.
Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда обязаны ответить на комплимент комплиментом. Даже когда нам не хочется этого делать. И, кланяясь в ответ, мы чувствуем себя чуть ли не изнасилованными. Нас заставили говорить то, чего говорить не хочется. Это довольно противно. Речь не идет о комплиментах, касающихся внешности, — тут у человека срабатывает обычная вежливость, это нормально. “Ты прекрасно выглядишь!” — “Ты тоже!” И все довольны. Но когда речь идет о работе...
Представим себе ситуацию: два человека делали совместный проект. Один из них откровенно саботировал. Второй работал. Проект принят на “ура”. Нередкая ситуация, верно? И вот саботажник, прижимая руки к груди, говорит трудяге, мол, ах, это все ты, без тебя ничего бы не было. А тот прекрасно понимает, что это истинная правда. Но чувствует себя обязанным ответить: “Ну что ты, мы же сделали это вместе”. И говорит. И ненавидит себя за мягкотелость. И собеседника — за то, что вынудил его своим комплиментом на неоправданный ответный.

Простые правила
Итак, это произошло: вас похвалили и вы не знаете, куда деваться. Во-первых, выдыхаем, самое страшное  случилось, теперь с этим придется жить. Во-вторых, вот несколько простых правил, которые помогут преодолеть “кризис”.
1. У любого гражданина Украины есть гарантированное Конституцией право слушать приятные слова в свой адрес, не краснея. За это не сажают в тюрьму и даже не штрафуют. Особенно если вы не прижимаете к спине человека, говорящего вам комплименты, раскаленный утюг.
2. Комплимент — это мнение о вас или проделанной вами работе. Так что даже если вы считаете, что похвала преувеличена, расцените ее как личную точку зрения другого человека. Ну да, вот такая у человека точка зрения — нравитесь вы ему.
3. Если вам тяжело принимать комплименты, поработайте над своей самооценкой. Научитесь любить себя и уважать свой труд. Возможно, это прозвучит банально, но даже стократное повторение фразы “Люби себя, детка!” не понижает ценность любви к себе.
4. Не настраивайте людей на негатив. Когда мы отмахиваемся от комплиментов, то программируем других людей нас не уважать. И замечать наши недостатки. Или даже придумывать изъяны, которых у нас отродясь не водилось. Если женщина настаивает: “Я толстая”, то ее не назовут худой, даже если она тростиночка. Люди — они доверчивые. Толстая, значит, толстая. А не сказала бы — никто бы и не догадался.
5. Самая адекватная реакция на комплимент — простое “спасибо”. Большего не нужно. Разве что улыбнуться. А если получится улыбнуться гордо, то вообще красота.

Что мы думаем о комплиментах
■ “Мне кажется, чтобы научиться принимать комплименты, надо реально поверить, что вы этого заслужили, что это точно про вас. На мой взгляд, люди стесняются, потому что сами не верят в комплимент и считают, что они не такие уж и хорошие или красивые, как говорят”.
■ “Иногда, выслушивая комплимент, нам кажется, что человек преследует какие-то свои интересы, и это сбивает с толку”.
■ “Я обычно в ответ на похвалу, говорю: “Ошибаетесь! Я еще лучше, чем вы думаете”.
■ “У меня никогда не получается отличить комплимент от лести. Поэтому я очень боюсь, когда меня хвалят, — не понимаю: искренен человек или ему что-то от меня нужно”.
■ “Лучший комплимент — это не слова, а дела. Они говорят громче слов”.

Самый надежный способ чаще получать комплименты — не скупиться на них самой. Не думайте, что в этом случае похвалу вам будут возвращать, как деньги, взятые в долг. Люди ценят не просто приятные слова, а интерес, проявленный к ним. Не пожалейте двух минут, чтобы искренне сказать человеку о его достижениях. И вам ответят тем же.
Поделись с подружками :