Колдер. История патриарха кинетического искусства

Поделись с подружками :
Совладелица Voloshyn Gallery

Выдающийся скульптор-новатор ХХ столетия, преодолевший вопрос движения в искусстве, который художники пробовали решить при помощи самых разнообразных средств, обрел решение в самом статичном из видов художественного творчества — в скульптуре



Сегодня хочу рассказать о художнике, имя которого неспециалистам обычно ни о чем не говорит. Это Александр Колдер — американский скульптор, основоположник кинетического (подвижного) искусства и яркий представитель абстрактного направления в скульптуре, для знатоков и ценителей он — абсолютный классик ХХ столетия, чьи идеи лежат в основе чуть ли не всех художественных экспериментов с пространством второй половины века. Его творческую биографию можно представить в трех словах: «объекты», «мобили» и «стабили». Многие произведения из этих трех циклов украшают теперь площади крупнейших городов Европы и Америки.

1.jpg

Александр Колдер, "Six Planes Escarpé", 1967

Александр "Сэнди" Колдер родился в 1898 году в Лоутоне, штат Пенсильвания. Его дед, эмигрант из Шотландии, Александр Милн Колдер, а также отец, Александр Стирлинг Колдер, были известными скульпторами. Первому принадлежит огромное изваяние Вильяма Пена на вершине башни здания мэрии в Филадельфии, второй был автором множества инсталляций в районе Филадельфии. Мать была профессиональным портретистом родом из Парижа.

2.jpg

Александр Колдер, "The Brass Family", 1929

Уже в 4 года маленький Александр создаёт свою первую скульптуру – глиняного слона. В 1904-м году семья Колдера переехала в Калифорнию, где Александр получил свой первый набор инструментов и собственную мастерскую – в цокольном этаже их нового дома. Юный художник собирал на улице кусочки медной проволоки и делал из них украшения для кукол своей сестры.

3.jpg

Александр Колдер, стабили

На протяжении следующих десяти лет семья Колдера много переезжала, и в каждом новом доме у юного скульптора была собственная мастерская. Тем не менее, после окончания им средней школы в 1915-м году, родители, не желая ему тягот типичной жизни художника, убедили Александра изучать машиностроение. Сам он свой выбор профессии объясняет следующим образом:

Я хотел стать машиностроителем потому, что один мой друг был машиностроителем, вот и всё. Я не до конца понимал значение этого термина, но думал, что лучше его принять


Таким образом, Колдер поступил в Технологический институт Стивенса в Нью-Джерси, который окончил в 1919-м году.

Молодой выпускник сменил несколько мест работы – был и гидротехником, и чертёжником в компании «Нью-Йорк Эдисон». А в 1922-м году получил должность механика на пассажирском судне. Во время стоянки в Сан-Франциско Колдер путешествовал в Абердин, штат Вашингтон, где жила его сестра с мужем. Местные пейзажи вдохновили Александра отправиться домой и взяться за кисти. Так он вернулся к карьере художника.

Александр Колдер вернулся в Нью-Йорк и поступил в Лигу студентов-художников. Во время учёбы он подрабатывал в Национальной газете Полиции, где ему приходилось по заданию рисовать афиши для грандиозной цирковой компании «Ringling Brothers and Barnum and Bailey». Цирковая тематика настолько захватила Колдера, что потом неоднократно появлялась в его работах.

4.jpg

Александр Колдер, "Josephine Baker IV", 1928, "Aztec Josephine Baker", 1930

В 1926-м году Александр Колдер переехал в Париж, поступил в академию Гранд-Шомье и открыл студию в районе Монпарнас. Тут он познакомился с сюрреалистами, конструктивистами, модными философами и литераторами, составлявшими культурную элиту своего времени. В частности, подружился с Миро, Кокто, Ман Рэем и Мондрианом. В этом же году Колдер по предложению сербского продавца игрушек начал делать механические игрушки. А позже – создал миниатюрный «Цирк Колдера», объекты которого были сделаны из проволоки, ткани, резины, пробки и других подручных материалов. Все они приводились в движение с помощью нитей, проволоки и т.д. Задуманный, как переносной, «Цирк» в итоге вырос до пяти больших чемоданов, в которых путешествовал по обе стороны Атлантики.

5.jpg

Александр Колдер, "Calder's Circus", 1926-31

Помимо "Цирка", 1920-х годах, Колдер нащупывает новую форму скульптуры — объекты из проволоки, отличительная особенность которых — невероятная гибкость материала и, как следствие, подвижность фигур. Отказавшись от традиционных материалов скульптуры — глины, мрамора и бронзы — Колдер начал создавать трехмерные рисунки в пространстве. Вероятно, в детстве в мастерской деда или отца он видел, как те складывали из проволоки каркасы фигур, которые потом покрывали слоями глины. Сам же Колдер посчитал глину избыточной и тем самым совершил прорыв: доказал, что можно создать объем в пространстве, но этот объем не будет отягощен физической массой материала. Кроме того, проволока открывает ряд других возможностей для скульптуры, например, делает ее проницаемой: даже если фигуры расположены друг за другом, вы можете увидеть их, не совершая кругового обхода. Проволочный объем материален и бесплотен одновременно.

6.jpg

Александр Колдер , «Одиночка», 1928

8.jpg

Александр Колдер, "Sword Plant", 1947

9.jpg

Александр Колдер ,"Aspen", 1948

В 1930 году Колдер по-приятельски зашел в мастерскую к Мондриану, где лишний раз убедился, что окружающий мир можно моделировать посредством обобщенных структур. Проблема заключалась в том, что реальность пребывает в постоянном движении, а работы Мондриана были статичны. Следовательно, для отображения естественной изменчивости природы нужно так же естественно оживить эти обобщенные структуры. Так в 1930-х годах возникли «мобили» — абстрактные динамические конструкции, где движение выражает саму суть замысла художника. В большинстве случаев «мобиль» — это конструкция из легких пластинок, подвешенных на металлических стержнях к потолку, что выглядело весьма необычно для своего времени и произвело фурор не только в художественной среде, но и в дизайне: на фоне минималистических прямоугольных форм и «бедности» материалов архитектуры 1950-х мобили казались полными цвета и жизни.

10.jpg

Колдер готовится к своей парижской выставке, 1953-54

11.jpg

Александр Колдер , "Черный мобиль с отверстием", 1954

В 1960-х годах Колдер переключается с движения на статику, с «мобилей» на «стабили» — монументальные скульптуры, украшающие архитектурные ансамбли многих городов. Стабили Колдера всегда похожи на арки, опоры мостов или фрагменты заводов. Но то, что должно нести в себе преимущественно утилитарную функцию, у Колдера начисто ее лишено: он делает ставку на эстетическую сторону своих объектов, слегка видоизменяя их, играя с органическими формами. Так, в нагромождении железных листов постепенно прорисовываются очертания животных, а в стальных пластинах можно увидеть силуэты людей. Играет Колдер не только с органическими формами, но и с историей искусства. Когда вы идете по центру города и вдруг натыкаетесь на его скульптуру, может показаться, что это современная руина — остаток разрушенного завода или другого сооружения производственного мира.

12.jpg

Александр Колдер, "Человек", 1967, стабиль, Монреаль

В 1963-м году Александр Колдер осел в своей мастерской во Франции. Именно поэтому на протяжении всей карьеры Колдер давал своим произведениям французские названия.

В 1966-м году Александр Колдер опубликовал «Автобиографию с рисунками».

Calder1.JPG

Александр Колдер, "Фламинго", 1973

14.jpg

Александр Колдер, "Разрисованный самолёт", 1975

Александр Колдер умер неожиданно 11 ноября 1976-го года, вскоре после открытия крупной ретроспективной выставки его работ в музее Уитни в Нью-Йорке.  

Итак мы видим как знания инженера позволили художнику создавать уникальные скульптуры, приводимые в движение силой стихий и законами физики. При Александре Колдере скульптура, повсеместно воспринимавшаяся сквозь призму классических форм и материалов, обрела принципиально новые возможности, адекватные современности.

15.jpg

Александр Колдер, экспозиция выставки "Calder & Fischli/Weiss", Фонд Бейлера (Fondation Beyeler), 2016

16.jpg

Александр Колдер, экспозиция выставки "Calder & Fischli/Weiss", Фонд Бейлера (Fondation Beyeler), 2016

Сейчас в Швейцарии проходят сразу две выставки Колдера, которые мне удалось посетить  —  выставка "Calder & Fischli/Weiss" проходит в Фонде Бейлера (Fondation Beyeler), в Базеле  (29 мая - 4 сентября), тут демонстрируются "объекты" и "мобили" художника. А другую экспозицию "Колдер в Альпах", организованную  Hauser&Wirth в сотрудничестве с Фондом Колдера,  демонстрируют в Гштааде, (14 июля - 30 сентября). На ней представлены несколько мобильных и пять монументальных скульптур автора.

17.jpg

Александр Колдер, "Untitled", 1976, экспозиция выставки "Колдер в Альпах", 2016

18.jpg

Александр Колдер, " Tripes", 1974, экспозиция выставки "Колдер в Альпах", 2016







Поделись с подружками :