Треугольник Дали - путешествие по Каталонии

Поделись с подружками :
Если на карте Каталонии соединить Кадакес, Фигерас и Порт Льигат, получится треугольник. Главный бог, волшебник и покровитель этой таинственной геометрической фигуры — Сальвадор Дали. Путешествуя из города в город, вы словно побываете в Зазеркалье, в гостях у эксцентричного короля сюрреализма.
Ка­да­кес
1. Ка­та­лон­ский Сен-Тро­пе. Ка­да­кес от­кры­ва­ет для пу­те­ше­ст­вен­ни­ков вра­та в мир сюр­ре­а­лиз­ма. Их не пу­га­ет, что до­би­рать­ся сю­да при­дет­ся по до­воль­но кру­той, хоть и го­ло­во­кру­жи­тель­но пре­крас­ной до­ро­ге. Что же та­ко­го не­обыч­но­го в про­стой сре­ди­зем­но­мор­ской де­ре­вуш­ке, чье на­се­ле­ние со­в­сем не­дав­но со­ста­в­ля­ли лишь ры­ба­ки? “Здесь Пи­ре­неи спу­с­ка­ют­ся в мо­ре в гран­ди­оз­ном гео­ло­ги­че­ском ис­сту­п­ле­нии”, — пи­сал Саль­ва­дор Да­ли о не­обыч­но­сти здеш­них пей­за­жей. Ими бы­ли оча­ро­ва­ны Паб­ло Пи­кас­со, Мар­сель Дю­шан, Га­б­ри­ель Гар­сия Лор­ка. А Ан­то­нио Га­у­ди, уви­дев при­чуд­ли­вые ска­лы, по­пы­тал­ся вос­про­из­ве­сти их в со­бо­ре Свя­тое Се­мей­ст­во в Бар­се­ло­не. Сто­и­ло ко­ро­лям ис­кусств на­звать Ка­да­кес ка­та­лон­ским Сен-Тро­пе, как сю­да по­тя­ну­лась их бо­гем­ная сви­та. В ито­ге на кро­шеч­ный по­се­лок при­хо­дит­ся не­сколь­ко ху­до­же­ст­вен­ных га­ле­рей и два му­зея.

2. Арт-те­ра­пия на вод­ных про­сто­рах. В го­ро­де ры­ба­ков все так или ина­че свя­за­но с мо­рем. Ведь на­до как-то убить сво­бод­ное от со­зер­ца­ния кра­сот вре­мя. Ме­ст­ные аку­лы ту­риз­ма зна­ют, как рас­ше­ве­лить пу­те­ше­ст­вен­ни­ков, оша­лев­ших от ок­ру­жа­ю­ще­го их сюр­ре­а­лиз­ма. Ак­ва­ланг, пляж­ный кар­на­вал, ак­ва­парк, спор­тив­ные со­стя­за­ния у во­ды, под во­дой, на во­де. Ве­тер Тра­мон­та­на для ук­ро­ти­те­лей волн все­гда по­пут­ный. Од­на­ко по­клон­ни­ки бо­же­ст­вен­ной арт-че­ты Саль­ва­дор — Га­ла и тут най­дут за­ня­тие по вку­су. Ка­та­ния на лод­ке, при­над­ле­жа­щей Да­ли, плюс про­гул­ка по ка­ме­ни­стому пляжу, где он встре­тил свою воз­люб­лен­ную.

Дали считал Кадакес лучшим местом в мире, где он был по-настоящему счастлив

3. Та­лант­ли­вый ми­с­тер Мур. Еле­ну Дья­ко­но­ву зна­ют как вер­ную же­ну, му­зу и мо­дель ху­дож­ни­ка по мно­го­чис­лен­ным по­лот­нам. А вот Пи­тер Мур — не знаком, хо­тя он иг­рал не ме­нее зна­чи­мую роль в его жиз­ни. Был яко­бы по­сред­ни­ком ме­ж­ду экс­цен­т­рич­ным ху­дож­ни­ком и его кли­ен­та­ми. Им­про­ви­зи­ро­ван­ный Центр ис­кусств, ор­га­ни­зо­ван­ный быв­шим по­мощ­ни­ком в его оте­ле, — ком­пен­са­ция за не­спра­вед­ли­вость фор­ту­ны и од­но­вре­мен­но удач­ный ком­мер­че­ский ход. Здесь мож­но уви­деть ран­нюю гра­фи­ку ху­дож­ни­ка, его фо­то­гра­фии, пись­ма и вин­таж­ный ав­то­мо­биль с объ­ем­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми Да­ли, Пи­кас­со, Лор­ки, на фо­не ко­то­ро­го лю­бят фо­то­гра­фи­ро­вать­ся ту­ри­сты.

4. Мор­ские ла­ком­ст­ва.
Сла­ва рыб­ных ре­с­то­ра­нов Ка­да­ке­са гре­мит по всей Ка­та­ло­нии — здесь их боль­ше со­ро­ка, есть да­же миш­ле­нов­ский! Гур­ма­нам ин­те­рес­но уз­нать, что здеш­ние ма­ги­ст­ры ку­ли­нар­ных на­ук спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на да­рах мо­ря. Бу­дет вам и тре­с­ка с кед­ро­вы­ми оре­ха­ми, и фар­ши­ро­ван­ные аль­ме­ха­ми каль­ма­ры, и ден­тос — ту­ше­ная в буль­о­не с ма­лень­ки­ми лу­ков­ка­ми ры­ба, — и кре­вет­ки в иг­ри­стой ка­ве, и мол­лю­ски с че­че­ви­цей, а ес­ли по­ве­зет — го­ря­чо лю­би­мый Да­ли лоб­стер в шо­ко­лад­ном со­усе. А на “заку­с­ку” де­гу­ста­ция вин на ма­лень­кой се­мей­ной ви­но­дель­не воз­ле гор­но­го мо­на­сты­ря Сан Пе­ре де Ро­дес. Пе­ре­про­бо­вав все, не за­будь­те за­хва­тить с со­бой опыт­ные об­раз­цы.

Порт Льи­гат
5. Ла­чу­га, став­шая двор­цом.
Ма­лень­кая бух­та на ок­ра­и­не Ка­да­ке­са. Спо­кой­ная гладь мо­ря, жи­во­пис­ные ска­лы, ры­ба­чья при­стань и кро­хот­ный пляж бы­ли не­из­мен­ным фо­ном для кар­тин Саль­ва­до­ра Да­ли. Здесь, на скло­не уте­са, уто­нул в зе­ле­ни са­да дом, в ко­то­ром ху­дож­ник жил с Га­лой. Бла­го­да­ря сво­ей де­ло­вой хват­ке она обес­пе­чи­ла му­жу из­вест­ность и без­бед­ное су­ще­ст­во­ва­ние. Убо­гая ла­чу­га в 22 квад­рат­ных ме­т­ра по­ти­хонь­ку по­гло­ща­ла со­сед­ние до­ма, пре­вра­ща­ясь в сюр­ре­а­ли­сти­че­ский ан­самбль. В лю­бом дру­гом ме­с­те он вы­гля­дел бы не­ле­по и стран­но, но толь­ко не здесь. Ар­хи­те­к­тур­ное чу­да­че­ст­во пре­крас­но гар­мо­ни­ру­ет с при­ро­дой, яв­ля­ясь ее ес­те­ст­вен­ным по­ро­ж­де­ни­ем.

Только здесь Пиренеи имеют особенную, рыхлую форму, как на картинах Дали

6. Бла­го­твор­ная энер­гия люб­ви. Я не по­ни­ма­ла ху­дож­ни­ка, его ком­п­ле­к­сы, се­к­су­аль­ные при­чу­ды, в об­щем, счи­та­ла его лич­но­стью весь­ма стран­ной. Но Дом-му­зей сра­зил в са­мое серд­це. Та­кое ощу­ще­ние, что в нем все бы­ли сча­ст­ли­вы. Ка­ж­дая ком­нат­ка жи­ла соб­ст­вен­ной жиз­нью, бе­реж­но хра­ни­ла ат­мо­сфе­ру люб­ви и по­коя. Биб­ли­о­те­ка, скры­тый от по­сто­рон­них взгля­дов бас­сейн, по­душ­ки, ле­жа­ки, кар­тин­ная га­ле­рея, ра­бо­чий ка­би­нет. Здесь, в сво­ей ма­с­тер­ской, ху­дож­ник на­пи­сал са­мые зна­чи­мые про­из­ве­де­ния. Од­но из них — “Ма­дон­ну Порт Льи­га­та” — по­да­рил Па­пе Пию XII, и тот его одо­б­рил. Прав­да, не­из­вест­но, ка­кой имен­но ва­ри­ант при­шел­ся пон­ти­фи­ку по ду­ше: ведь их бы­ло два, не счи­тая эс­ки­зов.

Фи­ге­рас
7. Го­род, по­свя­щен­ный ху­дож­ни­ку. Го­раз­до боль­ше ему по­до­шло бы на­зва­ние Да­лийск или Саль­ва­до­рас, но уж ни­как не Фи­ге­рас. Все на­се­ле­ние — а это де­сять ты­сяч че­ло­век — ра­бо­та­ет в ин­ду­ст­рии, по­свя­щен­ной ко­ро­лю сюр­ре­а­лиз­ма. Тор­гу­ет су­ве­ни­ра­ми, про­во­дит экс­кур­сии, кор­мит, по­ит ту­ри­стов, ра­бо­та­ет в До­ме-му­зее ху­дож­ни­ка. Ощу­ще­ние, что го­род це­ли­ком и пол­но­стью при­над­ле­жит Саль­ва­до­ру Да­ли, ко­то­рый здесь ро­дил­ся и умер. Ули­ца его име­ни, па­мят­ник “Па­мя­ти Нью­то­на” — стран­ный и при­тя­га­тель­ный од­но­вре­мен­но, как и все со­з­дан­ное им, — и глав­ная до­с­то­при­ме­ча­тель­ность на цен­т­раль­ной пло­ща­ди име­ни Га­лы и Да­ли, — дом но­мер пять.

8. Те­атр-му­зей. По­бы­вать в нем — все рав­но что под­смо­т­реть сны и мыс­ли экс­цен­т­рич­но­го ма­э­ст­ро. Стран­ные скульп­ту­ры, ин­стал­ля­ции, яй­ца, бу­хан­ки хле­ба, вак­ха­на­лия цве­та, смесь кит­ча и су­ма­сше­ст­вия. Рас­стань­тесь с по­пыт­ка­ми вы­ло­вить хоть ка­ко­го-ни­будь экс­кур­со­во­да — по же­ла­нию Да­ли их тут быть не долж­но. По­се­ти­те­ли обя­за­ны са­ми тра­к­то­вать его кар­ти­ны: “Кор­зин­ка с хле­бом”, “Атом­ная Ле­да”, “Га­ла со спи­ны, смо­т­ря­ща­я­ся в не­ви­ди­мое зер­ка­ло”, “Приз­рак се­к­су­аль­ной при­вле­ка­тель­но­сти”. Са­мая ин­те­рес­ная часть му­зея по­свя­ще­на трех­мер­ным ра­бо­там. Вни­ма­тель­но чи­тай­те ин­ст­рук­ции к ка­ж­до­му экс­по­на­ту, что­бы кар­ти­ны об­ре­ли объ­ем. Обя­за­тель­но за­гля­ни­те в го­ло­гра­фи­че­скую ком­на­ту. Из об­ста­нов­ки взгляд мгно­вен­но вы­хва­ты­ва­ет зна­ме­ни­тый алый ди­ван в ви­де губ. Но ес­ли взгля­нуть на пред­ме­ты ин­терь­е­ра с воз­вы­ше­ния, они сло­жат­ся в чер­ты ли­ца ак­т­ри­сы Мэй Уэст.

Центральная площадь Фигераса носит  скромное название “Гала и Дали”

Дорожный калькулятор
Де­гу­ста­ция вин в Фиге­ра­се — от 7 ев­ро.
Би­лет в Дом-му­зей Дали в Ка­да­ке­се — 11, в Те­атр-му­зей в Фи­ге­ра­се — 12. Нуж­на пред­ва­ри­тель­ная ре­ги­ст­ра­ция на сай­те http://www.salvador-dali.org.

До Фи­ге­ра­са идет поез­д из Бар­се­ло­ны — от 19 евро, вре­мя в пути 1,5–2 ча­са. http://www.renfe.com

Ав­то­бус “Фи­ге­рас — Када­кес” 11 ев­ро в од­ну сто­ро­ну (40 ми­нут). Би­ле­ты бро­ни­ро­вать онлайн. http://www.sarfa.com

Как спла­ни­ро­вать поезд­ку — на http://natalie-tours.ru/kiev/, www.catalunya.com, http://barcelonasecret.
com.
9. Ле­то­пись в кам­не. Центр го­ро­да за­стро­ен зда­ни­я­ми в сти­ле мо­дерн, это­му изы­скан­но­му сти­лю по­свя­ще­на да­же от­дель­ная экс­кур­сия. Вам по­ка­жут са­мые при­чуд­ли­вые по­строй­ки и, ра­зу­ме­ет­ся, дом, в ко­то­ром ро­дил­ся че­ло­век, во­зом­нив­ший се­бя спа­си­те­лем ис­кус­ст­ва от пу­с­то­ты (Саль­ва­дор в пе­ре­во­де с ис­пан­ско­го оз­на­ча­ет “спа­си­тель”). А ес­ли за­хо­ти­те — до­с­то­при­ме­ча­тель­но­сти, не име­ю­щие к ху­дож­ни­ку ни­ка­ко­го от­но­ше­ния. На­при­мер, го­ти­че­скую цер­ковь Свя­то­го Пе­т­ра и кре­пость Свя­то­го Фер­ди­нан­да XVIII ве­ка. Са­мое не­обыч­ное в ней — раз­ме­ры: пло­щадь в 32 ге­к­та­ра, дли­на рва око­ло 5 ки­ло­мет­ров. В ней мог­ли ук­рыть­ся 6 ты­сяч че­ло­век и 500 ло­ша­дей. Нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что тер­ри­то­рию кре­по­сти ча­с­то ис­поль­зу­ют для куль­тур­ных и спор­тив­ных ме­ро­при­я­тий. Ко­г­да бы вы ни при­е­ха­ли, за­ста­не­те празд­ник, кон­церт, спе­к­такль или вы­став­ку.

10. Иг­руш­ки сюр­ре­а­ли­стов. В Му­зей иг­ру­шек бу­дет ин­те­рес­но за­гля­нуть, да­же ес­ли вы дав­но вы­шли из неж­но­го воз­рас­та Али­сы и боль­ше не ве­ри­те в Стра­ну чу­дес. Здесь и мя­чи с волч­ка­ми, и ку­к­лы, и кон­ст­ру­к­то­ры; ку­коль­ные те­а­т­ры с на­бо­ра­ми для юных фо­кус­ни­ков, ма­шин­ки... Все­го око­ло четырех ты­сяч экс­по­на­тов, не­ко­то­рые со­про­во­ж­да­ют­ся ста­рин­ны­ми фо­то­гра­фи­я­ми-ин­ст­рук­ци­я­ми. Это по­мо­га­ет по­гру­зить­ся в ат­мо­сфе­ру раз­ных эпох, по­раз­мыс­лить над тем, как на­уч­ные до­с­ти­же­ния ме­ня­ли ди­зайн иг­ру­шек и что даль­ше с ни­ми бу­дет. Осо­бое ме­с­то от­ве­де­но иг­руш­кам Фе­де­ри­ко Гар­сиа Лор­ки, Жо­а­на Ми­ро и, ко­неч­но, Саль­ва­до­ра Да­ли. Вы бу­де­те уди­в­ле­ны, уз­нав о его дет­ских пред­поч­те­ни­ях. Ка­ких? Пусть это ос­та­нет­ся тай­ной. Та­кой же, как тон­кая грань ме­ж­ду су­ма­сше­ст­ви­ем и иг­рой на пуб­ли­ку. “Бе­зу­мие для ме­ня весь­ма пи­та­тель­но, а про­из­ра­ста­ет оно из шу­тов­ст­ва”, — как-то ска­зал Да­ли.

Бла­го­да­рим за по­мощь в под­го­тов­ке ма­те­ри­а­ла Ка­та­лон­ский офис по ту­риз­му и лич­но Тать­я­ну Ми­ха­ле­ву, туро­пе­ра­то­ра ”На­та­ли Турс Ук­ра­и­на”.
Поделись с подружками :