Сокровища Карпат: деревянные церкви

Поделись с подружками :
Летом 2013 года Список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополнили восемь церквей, расположенные в украинских Карпатах. Мы побывали в семи из них.
Вообще-то, в Списке их шестнадцать. Восемь шедевров деревянного сакрального зодчества, возведенных с XVI по XIX век, находятся на нашей территории, и столько же — на польской. Однако и они, по сути, украинские. Ведь строились и исполь­зовались именно украинскими православными и греко-католическими общинами. Недаром эксперты всемирной организации даже в англоязычном документе оставили за святынями оригинальное название — tserkva.

Разбойничье серебро, золотая медаль и жестяная чеканка
Об истории постройки этой единственной сохранившейся в округе пятиверхой церкви можно снимать авантюрное кино. В конце XVIII века в этих краях промышлял благородный (или не очень) разбойник Олекса Довбуш со своими единомышленниками. Казначеем ватаги был Григорий Семенюк. Когда опришков разбили, он, прихватив кассу, поселился в Нижнем Вербиже, через некоторое время женился на дочери мельника и стал крепким хозяином. А дабы искупить грехи лесной жизни, на “позаимствованные” деньги решил построить церковь. Поговаривают, что бывшие “однополчане” отыскали беглого казначея и потребовали деньги вернуть. На что раскаявшийся грешник отвел их к церкви и показал колокол, надпись на котором свидетельствовала о денежном вкладе Семенюка. Еще рассказывают, что, когда отливали этот колокол, Григорий собственноручно высыпал в плавящийся металл горсть серебряных монет, и литейщики едва его не побили, мол, испортил сплав. Насилу откупился — пришлось отдать своего коня. А звонкий и мелодичный голос колокола и сегодня созывает людей на службу. Но вот два других звона пропали бесследно. С началом Второй мировой войны их сняли и спрятали. О месте ведало лишь два человека, и оба погибли. А задолго до того, в 1809 году, об этой необычной церкви узнал австрийский император и наградил строителя малой золотой медалью. На тот момент миновало Григорию 102 года. А прожил Семенюк целых 114 лет. Похоронен тут же, на кладбище возле церкви. Здешние жители охотно покажут его ухоженную могилу.

В 1956 году местная община отремонтировала церковь. По здешней моде, укоренившейся еще с начала XX века, обшили ее жестяными листами с чеканкой. Теперь “панцирь” придется снять. Во-первых, он не дает дереву дышать и способствует его разрушению, во-вторых, чтобы придать святыне первоначальный облик.

Возрожденная из пепла
Городку Жовква есть чем удивить туристов: рыночная площадь с торговыми каменицами, ратуша, костел Святого Лаврентия, Василианский и Доминиканский монастыри, фортификационная синагога и даже королевский замок. И конечно же, церковь Пресвятой Троицы — признанный шедевр га­лицкой школы. Первые упоминания о ней относятся к ХVIІ веку. В 1718 году храм сгорел, однако его отреставрировали на пожертвования горожан и князя Константина Острожского. Через два года прихожане уже молились в обновленной трехглавой церкви-красавице. А еще через девять тут установили пятиярусный иконостас из пятидесяти различных икон, в котором древнерусские каноны сочетаются с техникой живописи периода Ренессанса. Но, пожалуй, самое интересное здесь — полихромная настенная живопись XVIII века: рассматривать ее можно часами.

На родине Роксоланы
Еще один великолепный образец галицкой школы расположен на родине легендарной Роксоланы. Предполагается даже, что именно в этой церкви служил священником Гаврила Лисовский — отец знаменитой украинки, а горожане верят, что и сама она тут молилась. Увы, это маловероятно: храм воздвигли в 1598 году, через 92 года после рождения Роксоланы.

Настоящее украшение церкви — алтарь с иконостасом 1650 года в стилях ренессанс и барокко — результат работы местных богомазов и мастеров львовской малярной школы. Это самый древний пятиярусный иконостас в Украине, уцелевший до наших дней.

Чудо из чудес  
При въезде в поселок, на одном из уступов горного хребта, резко обрывающегося у Тисы, стоит деревянная церковь Вознесения Господнего 1824 года. Называют ее также Струковской церковью. Более двух веков назад Иван Струк зимой из-за непогоды оставил на этом месте отару овец, которых вел на ярмарку. А вернувшись весной, увидел чудо: овцы не только выжили, но и принесли приплод. Тогда и решил пастух основать церковь и поселок вокруг нее. Спросите любого гуцула, и он вам скажет, что в крае нет равных ей по красоте.

Удачная покупка
В 1656 году жители дрогобычского соляного предместья вместо сгоревшего храма решили новый не строить, а... купить. Выбор пал на уже намоленную церковь в селе Надиево, которую разобрали, перевезли и снова собрали, слегка переделав. Изумительная снаружи, она не менее прекрасна внутри. Ее стены покрыты дивными росписями, похожими одновременно на русские лубки и европейские гравюры. Чего только стоит роспись “Древо от корня Иесеева”, где библейские цари увиты украинскими традиционными узорами. Или черт, ведущий в ад на веревке пару, застывшую в эротической позе. Или Адам, бьющий Еву за то, что их изгоняют из рая. Святые на иконах в одежде того времени, а на пейзажах просматриваются сюжеты из жизни старого Дрогобыча.

Там, за облаками
Высоко в горах между курортами Свалява и Сколе затерялось село Матков. Добраться сюда по местным дорогам — то еще приключение. Однако час тряски в авто или полтора в маршрутке из Львова стоят того, чтобы увидеть шедевр бойковской школы народной архитектуры — церковь Собора Пресвятой Богородицы, возведенную в 1838 году мастерами С. Мельниковичем и В. Иванковичем. Необычный многоярусный храм стоит на холме в центре села, а оттуда открывается чудный вид на зеленую долину реки Стрый и тонущую в туманах Бескидскую горную гряду.

Тихая пристань
Местные гончары 510 лет назад выделили средства на то, чтобы на высоком холме у кромки леса поставить эту церковь. Как и положено, без
Туристу на заметку
Как добраться
Объехать все святыни проще на автомобиле, правда, дороги к некоторым оставляют желать лучшего. Также от Ивано-Франковска и Львова ходят маршрутные автобусы.
единого гвоздя. Известно, что в давние времена при ней хранилось семь пушек и в дни опасности сюда сбегались все жители. Сегодня комплекс, состоящий из напоминающего лодку храма, колокольни и двух сторожек, выглядит умиротворенным. Сестра Эмилия любовно показывает нам прекрасно сохранившиеся древнейшие росписи и тихо сетует на то, что старая древесина разрушается — хорошо бы храм отремонтировать.

Я выхожу на подворье, еще раз окидываю взглядом святыню и думаю: “Давно нет на земле этих зодчих, а какой подарок оставили они миру!” Нам же нужно всего лишь сохранить его.
Поделись с подружками :